Социализация не является разновидностью некоего культурного программирования. Понятие социализации. Успешная социализация. Младенцы и матери
Социализация -- процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться .
«Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение» .
Согласно Гидденсу, различные поколения связаны между собой социализацией. Первые месяцы своей жизни, ребенок узнает свою семью, в памяти откладывается образ матери, формируется привязанность к определенным лицам, то есть к близкому окружению. В два-три года, ребенок может определять свои социальные отношения в семье, понимает эмоции членов семьи, и проявляет свои чувства и характер. Важнейшим компонентом становления личности в раннем возрасте, становится игровой процесс. Сначала эта игра одиночная и самостоятельная, дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом. В период от года до пяти лет дети учатся дисциплине и саморегуляции, они вступают в кооперативную игру, где уже приходится сотрудничать с другими детьми. «К пяти годам ребенок становится относительно автономным существом. Это больше не беспомощный младенец, малыш способен обходиться без посторонней помощи в повседневных бытовых делах и уже готов выйти во внешний мир. Формирующийся индивид впервые способен провести долгие часы в отсутствие родителей без особого беспокойства» .
Первые годы жизни ребенка - это первые шаги вхождения во внешний мир, это необходимый каждому индивиду процесс социализации, без которого невозможно становление полноценной личности.
Таким образом, становится понятно то, что социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируются. О важности общения в своей книге говорила Лисина М.И.: «развитие речи ребенка, связано с его коммуникативной деятельностью в общении со взрослыми» .
Теория когнитивного развития Ж.Пиаже. Согласно теории Ж.Пиаже благодаря постоянным попыткам адаптироваться к окружающей среде, у человека развиваются когнитивные процессы. В интересующем нас возрасте у ребенка проявляется стадия конкретных действий. Он уже научился связывать между собой части и целое, способен устанавливать связи между элементами. Ребенок может манипулировать предметами, сравнивать их размеры и классифицировать, здесь образуется наглядное мышление. Далее у него формируется представление о массе объеме, времени и скорости .
Ребенок приобретает немаловажные навыки в данном возрасте, его мышление, интеллект и кругозор увеличиваются, он теперь способен видеть и осознавать то, что раньше для него не имело ни какого значения, на что он не обращал внимания.
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Теория Эрика Эриксона -- это эпигенетическая теория, т.е. теория о наличии целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий его развития. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. На каждой стадии происходит кризис - поворотный момент, достижения определенного уровня психологической зрелости. К интересующему нас периоду развития относятся третья и четвертая стадии (4-5 лет, и 6-11 лет соответственно).
В возрасте от 4 лет ребенок начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
Четвертая стадия по Эриксону -- возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Он говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
В этом возрасте окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта - уверенность .
Как показала теория Эриксона, на каждом существенном этапе становления личности развиваются необходимые качества: доверие, самостоятельность, предприимчивость, умелость, творчество и др. Но, наряду с этими положительными качествами, могут развиваться и негативные. Они зависят от условий внешнего окружения, социальной среды, его генетических особенностей. Особенно важно, родительское воспитание, которое не должно ущемлять и подавлять интересов ребенка, его желания вести активную физическую и творческую деятельность. Но, как известно из данной теории, важно не только привить данные качества и навыки, но и сохранить и закрепить их в течение жизни, т.к. они динамичны, и могут меняться под воздействием внешней социальной среды. Эриксон подчеркивает, что жизнь - это непрерывная смена всех ее аспектов и успешное решение проблем на одной стадии, не гарантирует решения этих же проблем на последующих этапах.
Теория Дж. Г. Мида. Теория интерпретирует основные стадии развития ребенка, при появлении у него чувства собственного «я». Дети в первую очередь развиваются как социальные существа, имитируя действия взрослых, особенно в игре. Мид указывает, что в игре ребенок четырех-пяти лет действует как взрослый. Он называл это принятием роли другого, т.е. осознание себя как отдельного субъекта, как «Me», видя себя глазами других.
Самосознание формируется тогда, когда мы учимся отличать «Me» от «I». «Me», это уже социальная личность. С восьми-девяти лет дети начинают усваивать ценности и мораль, в
соответствии с которыми протекает социальная жизнь. На этой стадии ребенок учится постигать то, что Мид называл обобщенным другим,-- общие ценности и моральные установки, принятые в культуре, в рамках которой ребенок развивается .
Мидовская теория развития самосознания оказала большое влияние на понимание процесса социализации.
Социализация - процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. Он перенимает и воспроизводит свой социальный опыт, учится сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми.
«В процессе социализации индивид воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя» .
Социализация это непосредственное активное участие человека в отношениях, принятии им ролей и функций. Самым первым и важнейшим агентом социализации выступает семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.
В семье дети приобщаются к жизни, получают первые навыки общения, усваивают моральные ценности и социальные нормы. Именно в семье начинается общественное воспитание, семья готовит ребенка к миру людей. Эмоциональный комфорт является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в общественные отношени .
В 1990-е годы в России со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации пришли в упадок. Средняя российская семья не была способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдалось резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально-ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения привели к нарушениям отношений между родителями и детьми.
В современном мире радикально меняются требования к семье как институту социализации детей. Российская семья сегодня в связи с трансформацией общественной жизни, смене экономического, политического режимов, испытывает давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную логику поведения.
Новые материальные и психологические трудности переживаемые семьей, привели к новым проблемам воспитания. Родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания, дети считают их некомпетентными в новых жизненных обстоятельствах, неспособными к преуспеванию в современных конкурентных условиях.
По данным исследования, проведенным Институтом Социологии РАН (мониторинг школ 1994-2007) для детей авторитет матерей, работающих в коммерческих и негосударственных предприятиях выше, чем авторитет матерей, работающих в бюджетной сфере (68% и 76% соответственно). Но, в связи с этим, коммерческая деятельность связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители ограничены временем в осуществлении социального контроля за детьми. Парадокс в том, что возможности матери-домохозяйки не являются гарантом качества воспитания детей в семье, т.к. дети считают ее неспособной дать компетентные рекомендации, и не считаются с ее авторитетом .
Гурко Т.А. в своей статье «Социальная компетентность дошкольников и качество родительства» выявила особую личностную характеристику ребенка «социальную компетентность», она имеет особое значение для адаптации ребенка в коллективе, в частности, дошкольном и школьном. Социальная компетентность важна и с точки зрения будущей толерантности к ближайшему социальному окружению сокурсников, соседей, коллег, а также для успешности собственного брака и родительства.
Социальная компетентность состоит из двух подшкал:
- 1) Навыки общения (дружелюбность).
- 2) Эмоциональный самоконтроль.
В ходе исследования выяснилось, что доля социально компетентных девочек выше, чем мальчиков, дружелюбных детей почти в два раза меньше среди проживающих в сводных семьях, чем с полными или материнскими семьями. Уровень социальной компетентности детей связан с профессиональной занятостью матерей. У детей реже отмечается низкая социальная компетентность, если их матери работают менеджерами и профессионалами, а больше всего высоко социально- компетентных детей у матерей-домохозяек .
Согласно данным исследования социальная компетентность детей, посещающих детские дошкольные учреждения ниже, нежели детей, которые воспитываются дома. Особенно наглядно эти различия представлены по подшкале эмоционального самоконтроля. Очевидно, что формирование личности ребенка, его «Я- концепции» зависит и от коллектива сверстников, и от персонала детского образовательного учреждения. Дети быстро перенимают привычки, модели поведения и общения других мальчиков и девочек, включая «дружелюбие-недружелюбие», эмоциональные реакции. Кроме того, «дети часто реагируют на высокие нервно-психические нагрузки, связанные с внезапным отрывом от родителей и помещением в большую группу сверстников, где индивидуальное внимание взрослого почти невозможно, двумя основными способами: отчуждением и психоневрологической симптоматикой». Некоторые «трудные» и «несадовские» дети успешно социализируются в небольших группах, в условиях повышенной педагогической заботы» .
Установлено, что материнское отношение к детям тесно связано с социальной компетентностью детей-дошкольников. Если мать относится равнодушно, отвергает ребенка, то дети зачастую имеют низкую социальную компетентность .
Проблема современных семей в отсутствии разностороннего, доверительного общения между родителями и детьми, между супругами, теряется способность к передаче жизненного опыта, отсутствие взаимной моральной поддержки.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
Семья является первой ступенью социализации индивида, но по мере своего взросления человек нуждается в общении извне. На следующем этапе своего развития человек входит в новые социальные отношения, и новым институтом после семьи, выступает институт образования. Ребенок продолжает свое обучение вне семьи, входит в другой коллектив, вступает в бесконечное множество отношений, постепенно утверждается в мире, нравственно и физически развивается.
Другим важным агентом социализации является группа сверстников, значение этой группы менее очевидно, чем значение семьи для индивида, тем не менее, дети 5 лет обычно проводят большую часть времени в компании друзей своего же возраста. Отношения со сверстниками часто сохраняются на протяжении всей жизни. Группы людей одного возраста встречаются и на работе, на учебе, в любом другом коллективе, и оказываются важными при формировании позиций и привычек индивида .
Особенно в школе дети получают опыт взаимодействия со сверстниками. Так как школьное образование обязательно для всех, то дети бедных и непривилегированных слоев имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице, учатся преодолевать ограничения их социальной среды .
Для ребенка, возраст, когда он вступает в новую фазу развития, то есть переходит на новый образовательный уровень, является переломным моментом в его жизни. Этот момент проявляется в кризисе семи лет. Этой теме посвятил свои научные работы Л.С.Выготский. «Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде».
«Кризис семи лет проявляется у ребенка потерей непосредственности и наивности, у него появляются не совсем понятные странности. Проявляется существенная черта - дифференциация внутренней и внешней стороны личности» .
Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. У него возникают новые чувства, и он их понимает и оценивает. Большое значение в кризисе имеет социальная среда ребенка, она определяет его развитие. Родители, родственники, знакомые очень важны в жизни подрастающей личности, он смотрит на них, перенимает их опыт, действует в соответствии с их поведением.
Кризис имеет не только отрицательные, но и положительные моменты: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям, он начинает видеть себя со стороны.
Согласно Л.С. Выготскому: «обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически». «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» .
Основной смысл «зон ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе ребенок может решать круг задач только при помощи взрослых, а в процессе освоения этих действий, он выполняет их самостоятельно .
Как считает В.В. Давыдов, воспитание и обучение направлены на формирование у детей определенных целостных видов деятельности. И, если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то этому должна соответствовать новая система воспитания и обучения, которая эффективно организует деятельность. Между обучением и развитием существует взаимная связь, обучение ведет за собой развитие, и тот же момент опирается на его достижения .
Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности .
Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что ряд ученых, которые разрабатывали тему периодизации детского развития, допустили ряд ошибок:
- 1) В основание периодизации брались внешние признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса.
- 2) Только смена одной ведущей деятельности ребенка другой может способствовать его развитию.
- 3) Деятельность ребенка, специфическая для каждого возраста определяет
его психические изменения.
Они создали свою периодизацию, в основе которой лежит тезис о том, что каждому возрасту жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности.
Из указанной ими схемы, возраст 5-10 лет попадают периоды, которые они назвали: игровая деятельность и учебная. Игровая свойственна детям от 3 до 6 лет, в игре развивается воображение, происходит ориентация на смысл человеческих отношений, формируются переживания. На этапе от 6 до 10 лет особенно активно выступает учебная деятельность. Возникновение теоретического сознания и мышления, развитие соответствующих им способностей (анализ, планирование, потребности и мотивы учения) .
Из приведённых выше теоретических концепций, идей можно определить, что социализация это многоуровневый и сложный процесс, на успешное становление которого, влияют следующие условия, если:
- 1) вокруг ребенка существует благоприятная социальная среда, которая способствует его успешному развитию;
- 2) родители показывают ему пример для подражания, и деятельность ребенка не запрещается, а лишь координируется и поощряется;
- 3) взаимосвязанность компонентов развития и обучения, получение образования происходит не только дома, но и в учебном заведении;
Влияние сверстников (например, школьный коллектив) имеет немаловажное значение, ведь после первичного агента социализации - семьи, важным выступает, а в период взросления и основным, выбранное человеком окружение. То, что необходимо сделать родителям в начале жизненного пути, так это помочь ребенку сформировать необходимые в дальнейшем способности, навыки, «вложить» в него основы нравственного поведения, культуры. Именно семья создает эти основы идентификации, самореализации, чтобы у ребенка появился и создался полноценный образ своего «Я».
Животные, расположенные внизу эволюционной шкалы - такие, как большинство видов насекомых, способны позаботиться о себе почти сразу после рождения, нуждаясь в минимальной помощи взрослых особей или вообще обходясь без нее. У низших животных нет поколений, поскольку поведение “молодых” представителей вида более или менее идентично поведению “взрослых”. Однако по мере того как мы движемся вверх по эволюционной шкале, мы обнаруживаем, что эти наблюдения применимы все менее и менее; высшие животные должны учиться соответствующим способам поведения. Детеныши млекопитающих практически совершенно беспомощны после рождения, они нуждаются в заботе старших, и человеческие младенцы наиболее беспомощные из всех. Ребенок не выживет, не получая постороннюю помощь в течение по крайней мере первых четырех-пяти лет.
Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.
В следующих разделах мы продолжим тему “"природа" против "воспитания"”, поставленную в предыдущей главе. Сначала мы проанализируем ход развития индивида от рождения до раннего детства, выделяя основные стадии изменений. Различные авторы дают разные интерпретации того, как и почему развиваются дети, мы рассмотрим и сравним их подходы. Затем обратимся к анализу групп и социальных контекстов, оказывающих влияние на социализацию в течение различных этапов жизни индивида.
“^ Несоциализированные” дети
На что были бы похожи дети, если бы каким-то образом росли без влияния со стороны взрослых? Очевидно, ни одна гуманная личность не может пойти на такой эксперимент и вырастить ребенка вне человеческого окружения. Однако (69стр) существует ряд случаев, широко обсуждавшихся в специальной литературе, когда дети первые годы жизни проводили без нормальных человеческих контактов. Прежде чем обратиться к изучению обычного процесса детского развития, рассмотрим два таких случая.
“^ Авейронский дикарь”
9 января 1800 года близ деревни Сен-Серин в Южной Франции из леса вышло странное существо. Несмотря на то, что оно передвигалось прямо, оно походило больше на животное, чем на человека, хотя вскоре в нем опознали мальчика одиннадцати или двенадцати лет. Он изъяснялся только пронзительными, странными звуками. Мальчик не имел представления о личной гигиене и облегчался там, где ему этого хотелось. Его передали местной полиции, затем поместили в местный приют. Первое время он постоянно пытался убежать, причем обратно его возвращали с трудом, и не мог примириться с необходимостью носить одежду, срывал ее с себя. Никто не обратился за ним и не признал себя его родителями.
Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких существенных отклонений от нормы. Когда ему показали зеркало, он, по-видимому, увидел отражение, но не узнал себя. Однажды он попытался схватить в зеркале картофелину, которую там видел. (На самом деле картофелина находилась позади него.) После нескольких попыток, не поворачивая головы, он схватил картофелину, протянув руку назад. Священник, наблюдавший мальчика изо дня в день, писал:
Все эти маленькие детали, а также многое другое, доказывают, что этот ребенок не является абсолютно лишенным разума и способности рассуждать. Тем не менее, мы вынуждены сказать, что во всех случаях, не связанных с естественными потребностями и удовлетворением-аппетита, от него можно ожидать поведения, подобного животному. Если у него и есть ощущения, то они не рождают никакой мысли. Он даже не может сравнивать свои ощущения друг с другом. Можно подумать, что между его душой, или разумом, и его телом не существует связи.. 1)
Позднее мальчика доставили в Париж, где предпринимались систематические попытки превратить его “из зверя в человека”. Это удалось лишь отчасти. Его приучили соблюдать элементарные гигиенические нормы, он стал носить одежду и научился самостоятельно одеваться. И все же его не интересовали ни игрушки, ни игры, он так и не смог овладеть больше чем несколькими словами. Насколько можно судить по детальному описанию его поведения и реакции, это не было вызвано умственной отсталостью. Казалось, он либо не хочет освоить человеческую речь, либо не может. В дальнейшем своем развитии он достиг немногого и умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет.
Джени
Невозможно достоверно установить, как долго “Авейронский дикарь” провел в лесу и страдал ли он каким-либо отклонением, из-за которого не смог развиться в нормальное человеческое существо. Существуют, однако, современные примеры, дополняющие наблюдения за поведением “Авейронского дикаря”. Одним из последних случаев является жизнь Джени, калифорнийской девочки, которая находилась (70стр) в запертой комнате с полуторагодовалого возраста и до почти тринадцати лет 2) . Отец Джени практически не выпускал из дома свою постепенно слепнувшую жену. Связь семьи с внешним миром осуществлялась через сына-подростка, который посещал школу и ходил за покупками.
У Джени был врожденный вывих бедра, из-за которого она не смогла научиться нормально ходить. Отец ее часто бил. Когда девочке исполнился год, отец, по-видимому, решил, что она умственно отсталая и “убрал” ее в изолированную комнату. Дверь в эту комнату обычно была заперта, шторы опущены. Здесь Джени провела следующие одиннадцать лет. Других членов семьи она видела лишь тогда, когда они приходили ее кормить. Ходить в туалет ее не научили, и значительную часть времени Джени была привязанной к детскому ночному горшку совершенно голой. На ночь ее отвязывали, но тут же помещали в спальный мешок, ограничивающий движения рук. Связанную таким образом, ее помещали в детскую кроватку с проволочными спинками и проволочной сеткой сверху. Так или иначе, она провела в этих условиях одиннадцать лет. Услышать речь человека Джени практически не могла. Если же она шумела или каким-то другим образом привлекала внимание, отец ее бил. Он никогда с ней не разговаривал; если она чем-то его раздражала, он обращался к ней с резкими, нечленораздельными звуками. Ни игрушек, ни чего-то, чем можно было бы занять себя, у нее не было.
В 1970 году мать Джени бежала из дома, взяв ее с собой. На состояние девочки обратил внимание работник социальной службы, и ее поместили в детский госпиталь в отделение реабилитации. Первое время она не могла стоять прямо, бегать, прыгать или ползать, и ходила неуклюжей, шаркающей походкой. Психиатр описал девочку как “неприспособленное к жизни в обществе, примитивное существо, непохожее на человека”. Однако в отделении реабилитации Джени довольно быстро достигла успехов, научилась нормально есть, ходить в туалет и привыкла одеваться, как другие ребятишки. Однако почти все время Джени молчала, и лишь иногда она смеялась. Ее смех был пронзительным и “нереальным”. Она постоянно, даже в присутствии других, занималась мастурбацией, и не желала отказаться от этой привычки. Позднее один из врачей госпиталя взял Джени к себе как приемную дочь. Постепенно она освоила довольно широкий набор слов, достаточный для ограниченного числа основных высказываний. Тем не менее, ее владение речью осталось на уровне трех-четырехлетнего ребенка.
Поведение Джени усиленно изучалось, и в течение семи лет она проходила различные тесты. Результаты показали, что девочка не была слабоумной и не страдала врожденными отклонениями. По-видимому, с Джени, также как и с “Авейронским дикарем”, случилось следующее. Возраст, в котором они вступили в близкий контакт с людьми, был гораздо больше, чем тот, в котором дети легко обучаются языку и овладевают прочими человеческими навыками. По-видимому, существует какой-то “критический период” для усвоения языка и других сложных навыков, после которого овладеть этим в совершенстве уже невозможно. “Дикарь” и Джени дают представление о том, какими могут быть несоциализированные дети. Несмотря на испытания, которым они подверглись, и на то, что у каждого из них сохранились многие нечеловеческие реакции, никто из них не выказывал какой-либо особой агрессивности. Они быстро шли на контакт с теми, кто обращался к ним с симпатией, и усваивали минимальный набор обычных человеческих навыков.
(71стр) Конечно, при интерпретации подобного рода случаев нужна осторожность. Возможно, в каждом из этих примеров имело место умственное отклонение, которое не удалось диагностировать. С другой стороны, печальный жизненный опыт мог привести к психологической травме, помешавшей овладеть навыками, которые большинство детей приобретает в более раннем возрасте. И все же между этим двумя и другими подобными случаями существует достаточное сходство, чтобы предположить, насколько ограниченными были бы наши способности, если бы не имелось длительного периода ранней социализации.
Давайте непосредственно рассмотрим начальные фазы развития ребенка. Это поможет нам более обстоятельно представить процессы превращения младенца в “полноценного человека”.
^ Ранние этапы развития младенца
Развитие органов чувств
Все человеческие младенцы от рождения обладают способностью различать определенного рода чувственную информацию и реагировать на нее. Раньше было принято думать, что новорожденный находится под воздействием непрерывного потока ощущений, которые он совершенно не в состоянии дифференцировать. Известный психолог и философ Уильям Джеймс писал: “Глаза, уши, нос, кожа и кишечник малыша одновременно ощущают мир как некий единый, гулкий и мутный беспорядок” 3) . Большинство современных исследователей считают описание Джеймса неточным, поскольку уже в первые часы жизни новорожденный избирательно реагирует на окружение.
Начиная со второй недели узорчатая поверхность (полоски, концентрические круги, картинки, напоминающие лица) привлекают внимание младенца чаще, чем ярко раскрашенная, но однородная поверхность. До месячного возраста эти способности к восприятию развиты слабо, и предмет, удаленный более чем на тридцать сантиметров, воспринимается ребенком как некое расплывчатое пятно. После этого зрение и слух развиваются очень быстро. К четырем месяцам малыш способен удерживать в поле зрения движущегося по комнате человека. Восприимчивость к прикосновению и стремление к теплу присутствуют от рождения.
^ Плач и улыбка
Поскольку младенцы избирательно реагируют на окружение, взрослые действуют в зависимости от поведения малыша, пытаясь определить, чего он хочет в данный момент. Плач говорит взрослым о том, что ребенок голоден или испытывает дискомфорт, улыбка или какое-либо иное определенное выражение лица означает довольство. Подобное различение уже подразумевает, что реакции ребенка носят социальный характер. Здесь задействованы достаточно глубокие культурные основания. В этом плане интересным примером может быть плач. В западной культуре ребенок физически отделен от матери большую часть дня, находясь в кроватке, коляске или игровой комнате. Его плач - сигнал того, что младенец нуждается во внимании. Во многих других культурах на протяжении многих месяцев ребенок проводит большую часть дня в прямом контакте с телом матери, закрепленный у нее на спине. В подобном случае мать обращает внимание только на очень (72стр) сильные приступы плача, которые воспринимаются ею как нечто чрезвычайное. В случае, если ребенок начинает ерзать и извиваться, мать понимает, что требуется ее вмешательство, например, ребенка нужно кормить.
Культурные различия видны и в интерпретациях улыбки. В определенных обстоятельствах улыбается любой нормальный малыш, достигший полуторамесячного возраста. Младенец улыбнется, если ему показать похожую на лицо фигуру с точками вместо глаз. Он улыбнется и тогда, когда увидит человеческое лицо, причем не имеет значения, видит он рот этого человека или нет. По-видимому, улыбка - врожденная реакция, она не является результатом обучения и даже не вызывается, только при виде другого улыбающегося лица. Подтверждением этого может служить факт, что слепорожденные дети начинают улыбаться примерно в том же возрасте, что и зрячие, хотя они не имеют возможности копировать улыбку других. Однако ситуации, в которых улыбка считается уместной, в различных культурах различны, и это определяет первые реакции взрослых на улыбки детей. Ребенку не нужно учиться улыбаться, но ему нужно учиться различать, когда и где это уместно делать. Так, китайцы реже, чем европейцы, улыбаются “на публике”, например, при встрече с незнакомым человеком.
^ Младенцы и матери
В три месяца ребенок уже способен отличать свою мать от других людей. Малыш еще не воспринимает ее как личность, скорее, он отзывается на отдельные признаки, связанные с матерью: глаза, голос, манеру его держать. Об узнавании матери говорят реакции младенца. Он, например, перестает плакать только тогда, когда она, а не кто-либо другой, берет его на руки, улыбается ей чаще, чем другим, вскидывает руки или хлопает в ладоши в ответ на появление ее в комнате либо, если ребенок уже может двигаться, пытается подползти к ней. Частота тех или иных реакций определяется культурными различиями. Изучая культуру Уганды, Эйнсворт обнаружил, что объятия и поцелуи в общении матери и ребенка встречаются там редко, зато удовлетворенное обоюдное похлопывание как со стороны матери, так и со стороны ребенка можно наблюдать значительно чаще, чем на Западе 4) .
Привязанность ребенка к матери становится устойчивой лишь к семи месяцам. До этого времени отделение от матери никаких особых протестов не вызывает, и любой другой человек будет принят столь же отзывчиво. В этом же возрасте ребенок начинает улыбаться избирательно, а не кому попало. Тогда же малыш способен воспринимать свою мать уже как целостное существо. Ребенок знает, что мать существует даже тогда, когда ее нет в комнате, он способен удерживать в памяти ее образ. У него появляется ощущение времени, поскольку ребенок запоминает свою мать и предвидит ее возвращение. Младенцы восьми или девяти месяцев способны искать спрятанные предметы, начиная понимать, что предметы существуют независимо от того, находятся они в данный момент в поле зрения или нет.
Великолепное описание этой фазы развития ребенка дает Сельма Фрейберг в своей книге для родителей.
Есть ли у вас малыш шести-семи месяцев, который стаскивает очки с вашего носа? Если есть, то вам без моего совета не обойтись. Когда ребенок потянется к очкам, снимите их и опустите в карман или засуньте под подушку (только сами не забудьте, (73стр) куда вы их спрятали!). Не пытайтесь делать это тайно, пусть малыш все видит. Он не станет их искать, а уставится на то место, где видел их в последний раз, на ваш нос, а затем потеряет интерес к данной проблеме. Ребенок не ищет очки потому, что не может представить, что они существуют и тогда, когда он их не видит.
Когда малышу исполнится девять месяцев, не полагайтесь на старые трюки. Если он увидит, что вы снимаете очки и прячете их под подушку, он отодвинет подушку и завладеет ими. Он уже знает, что предмет может быть скрыт ог взоров и, однако, существовать! Ребенок проследит движение очков от вашего носа до места, где вы их спрятали, и станет их там искать. Это громадный шаг в познания, родители его вряд ли пропустят, поскольку отныне их очки, серьги, трубки, шариковые ручки и ключи не только отбираются у них самих, но и перестают оказываться там, куда их положили. В это время родителей меньше всего волнует теоретический аспект проблемы, о которой здесь говорится. Однако теория всегда может принести и некоторые практические выгоды. В вашем волшебном рукаве еще кое-что осталось Попробуйте следующее: пусть малыш видит, как вы кладете очки под подушку. Пусть он их там найдет. Когда он это сделает, уговорите его отдать очки вам, а затем незаметно спрячьте их под другую подушку. Этого он никак не ожидает. Он будет искать очки под первой подушкой, в первом тайнике, но никак не во втором. Дело в том, что ребенок может себе представить, что спрятанный предмет, по-прежнему существует, но только в одном месте, в первом тайнике, где когда-то его поиски увенчались успехом. Даже когда малыш ничего там не найдет, он все равно будет продолжать поиски там, и ему не придет в голову поискать их в другом месте. Значит, предметы все-таки могут растворяться в воздухе. Но уже через несколько недель он расширит поиски и окажется на пути к открытию, что предмет может перемещаться с места на место, не переставая при этом существовать. 5)
Первые месяцы жизни ребенка - это время познания и для его матери. Матери (или другие присматривающие - отцы и старшие дети) учатся воспринимать информацию, передаваемую поведением младенца, и реагировать на нее соответствующим образом. Одни матери гораздо более чувствительны к такого рода сигналам, чем другие; кроме того, в различных культурах разные сигналы будут восприниматься в первую очередь, разной будет и реакция на них. Прочтение сигналов чрезвычайно сильно влияет на характер отношений, складывающихся между матерью и ребенком. Одна мать, например, может истолковать беспокойство малыша как признак утомления и уложить его в постель. Другая может интерпретировать то же самое поведение, решив, что ребенок хочет, чтобы его развлекли. Часто родители проецируют на детей свои собственные восприятия. Так, не умея установить с ребенком стабильные и близкие отношения, иная мать может решить, что ребенок настроен к ней агрессивно и ее не принимает.
Формирование привязанностей к определенным лицам знаменует важнейший этап социализации. Первичные отношения, обычно между младенцем и матерью, порождают сильные чувства, на основе которых начинают протекать сложные процессы социального развития.
^ Формирование социальных реакций
К концу первого года жизни отношения между малышом, матерью и другими опекающими меняются. Ребенок не только начинает говорить, но уже может стоять, многие дети в четырнадцать месяцев самостоятельно ходят. В два-три года дети (74стр) начинают разбираться в отношениях между остальными членами семьи, понимать их эмоции. Ребенок учится успокаивать, а также раздражать, других. Дети в возрасте двух лет огорчаются, если один из родителей сердится на другого, могут обнять родителя, если он расстроен. В том же возрасте ребенок способен сознательно дразнить брата, сестру или родителей.
Начиная с года, большую часть жизни ребенка занимает игра. Первое время он играет в основном один, но затем все сильнее требует, чтобы с ним играл кто-нибудь еще. В игре дети развивают координацию движений и расширяют познание о взрослом мире. Они приобретают новые навыки и имитируют поведение взрослых.
В одной из своих ранних работ Милдред Партен описала некоторые категории развития игры, являющиеся сегодня общепринятыми 6) . Маленькие дети прежде всего занимаются одиночной самостоятельной игрой. Даже в компании других детей они играют поодиночке, не обращая внимания на то, что делают остальные. За этим следуют параллельные действия, когда ребенок копирует то, что делают другие, но не пытается вмешаться в их деятельность. Затем, в возрасте около трех лет, дети все больше и больше вовлекаются в ассоциативную игру, в которой они уже соотносят свое собственное поведение с поведением остальных. Каждый ребенок все еще действует, как хочет, но замечает и реагирует на действия остальных. Позже, в четырехлетнем возрасте, дети осваивают кооперативную игру, действия в которой требуют, чтобы каждый ребенок сотрудничал с другими (как в игре в “маму и папу”).
В период от года до четырех-пяти лет ребенок учится дисциплине и саморегуляции. В первую очередь это означает умение контролировать свои физические потребности. Дети учатся ходить в туалет (это трудный и долгий процесс), учатся культурно есть. Они также учатся “действовать самостоятельно” в различных своих поступках, в частности, при взаимодействии со взрослыми.
К пяти годам ребенок становится относительно автономным существом. Это больше не беспомощный младенец, малыш способен обходиться без посторонней помощи в повседневных бытовых делах и уже готов выйти во внешний мир. Формирующийся индивид впервые способен провести долгие часы в отсутствие родителей без особого беспокойства.
^ Привязанности и утраты
Ни один ребенок не может достичь этой стадии без нескольких лет заботы и защиты, обеспечиваемых родителями и другими опекающими. Как уже было отмечено, отношения между ребенком и матерью имеют первостепенное значение на первых этапах его жизни. Исследования свидетельствуют, что если эти отношения каким-либо образом нарушаются, могут возникнуть серьезные последствия. Около тридцати лет назад психолог Джон Боулби провел исследование, которое показало, что маленький ребенок, не имевший опыта близких и любящих отношений с матерью, страдает в дальнейшем серьезными отклонениями в развитии личности. Боулби, например, утверждал, что ребенок, мать которого умерла вскоре после его рождения, будет испытывать беспокойство, которое впоследствии окажет глубокое влияние на его характер. Так появилась теория материальной депривации. Она послужила толчком к большому количеству исследований в области детского поведения. Предположения Боулби получили свое подтверждение в результатах исследования некоторых высших приматов.
Тема 5. Часть II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Сартакова Г.В.- старший преподаватель кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ
Сартаков В.В. – доцент, кандидат философских наук кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ
________________________________________________________________________
Основа социализации.
Цели социализации.
Динамика социализации.
Личность. Социальная личность. “Сам” (“self”), “Самость”.
Неэффективная социализация и социализация с целью подготовки к лишениям.
Основные понятия: социализация; биологические основы социализации; способы социального обучения; цели социализации; первичная и вторичная социализация; повторная социализация; полное переключение; «оголение» личности; десоциализация, ресоциализация; репрессивная и участвующая системы воспитания; неэффективная социализация; антисоциальная личность; социализация на независимость (автономная личность); понятие «личность» в социологии; идентичность личности; кризис социализации; кризис идентичности.
Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействие со стороны того, с кем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто, таким образом, приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенческом и раннем детстве, чем на поздних стадиях, обучение и приспособление пронизывает весь жизненный цикл человека.
Данную лекцию необходимо рассматривать как логическое продолжение и развитие темы о процессе идентификации, которой было посвящено пособие Проблема идентичности в социологии и психологии: Материалы к лекции. Часть I./Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 1999.
Процессы идентификации, социализации и индивидуализации образуют неразрывное единство. Три названных процесса сопровождают человека на протяжении всей его жизни. При этом процесс формирования собственной идентичности составляет важнейшее содержание социализации (Г. М. Андреева). Процессы социализации и индивидуализации (“становления собой”), представляя собой диалектическое единство, являются встречно направленными.
^ 1. ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Биологическая основа социализации
Вид гомосапиенс социален по своей природе, способность к групповой жизни и потребность в ней развивалась в человеке-животном в течение долгой эволюции. Для него социализация и возможна, и необходима, т.е. люди имеют врожденную потребность в социальной жизни, а также способности осуществлять социальную жизнь. Но каждое поколение и каждый индивид должен обучиться, как быть социальным в конкретном месте и в конкретное время.
Уровни проявления человеческой личности:
природное - существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;
биологическое - общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными;
наследственное - существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);
социальное - приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:
собственно социальное - совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных полей;
специфически культурное - совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;
нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.
Социализацию можно рассматривать с двух точек зрения:
с точки зрения общества;
с точки зрения индивида.
Для общества социализация - это процесс приспособления новых индивидов к организованному образу жизни в обществе и обучение их культурным традициям общества. Социализация преобразует человека-животное в человека - члена общества. Благодаря этому преобразованию большинство детей вырастают, чтобы стать полностью функционирующими социальными существами, способными употреблять язык своих родителей, и компетентными в культуре своего общества.
^ С точки зрения индивида, социализация - это процесс развития личности. Благодаря взаимодействию с другими человек приобретает идентичность (принадлежность), развивает ценности и стремления и при благоприятных условиях становится способным к полному использованию своих способностей. Социализация необходима для роста самосознания и формирования личности. Таким образом, она выполняет две функции: передает социальное наследие и создает личность.
Человеческая социализация основывается на нескольких врожденных качествах. Среди них:
Отсутствие инстинктов (они у животных, у людей - биологические побуждения);
Длительный период зависимости в детстве;
Способность обучаться;
Способность к языковой деятельности;
Потребность в социальном контакте. Изоляция и ее последствия. Социальная, физическая, эмоциональная изоляция.
Способы социального обучения
Социальное обучение происходит, по меньшей мере, четырьмя способами:
условный рефлекс (определенный усваиваемый вид реакции на стимулы, идущие из среды);
осознание себя (в течение всей жизни разным образом происходит обучение различным ролям);
усвоение образцов поведения (глубокое социальное воздействие имеет освобождающий эффект, когда индивид развивает личные нормы, наблюдая поведение этого образца. С другой стороны, личное развитие может быть ограниченным, если индивид ощущает сильную зависимость от этого образца);
умение справляться с ситуацией (когда нормы и ценности становятся частью личности, они интернализованы. Столкнувшись с новой ситуацией, человек может не знать, как на нее реагировать. Ранее приобретенное понятие о себе и образцы поведения не подходят).
^ 2. ЦЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Оснащённость личности для социальной жизни
дисциплина, цели, свой образ (“я”-образ) и роли.
Дисциплина
Социализация прививает определенные способы поведения, начиная от отправления нужды до усвоения научного метода. Недисциплинированное поведение является реакцией на импульс. Его последствия при этом игнорируются в пользу немедленного удовлетворения, которое может быть вредным. При дисциплинированном поведении удовлетворение откладывается или заменяется другими благами ради дальней цели или ради получения социального одобрения.
Дисциплина может быть настолько хорошо усвоена, так полно интернализована, что может даже изменять физиологическую реакцию человека. Например, многие встают рано, хочется им этого или нет (особенно трудно “совам”). Многие физически не в состоянии выполнять акты, которые социально запрещены. Человек может заболеть после принятия табуированной пищи или потерять половую потенцию в результате глубоко интернализованных установок в отношении секса.
Каждое общество внушает своим членам множество целей. Они согласуются с тем статусом, который индивиды будут занимать в связи со своим полом, возрастом, группой или семейным происхождением (привить цель быть хорошим сапожником, благочестивым прихожанином на церковной службе, хорошим едоком в праздник и главой сапожной гильдии в зрелые годы. Например, дочь воспитывается так, чтобы она была благочестивой верующей, прилежной и способной домашней хозяйкой и преданной женой).
^ Свой образ (“я”-образ)
Социализация дает индивидам их образ, главным образом через цели, которые она поощряет или осуждает. “Я”-образ - это представление о себе, складывающееся в течение жизни. Он сочетает определения, данные другими, и собственное самопредставление человека. Например, молодой человек из высшего класса когда-то обучался этикету высшего класса. Это делали его слуги. Но знание манер высшего класса не делало слугу членом высшего класса ни в его собственных глазах, ни в глазах других. Хотя слуга знал, как должен поступать джентльмен - иногда лучше, чем сам джентльмен, - образа джентльмена он не имел. В современных индустриальных обществах цели установлены не так жестко, как в традиционных обществах. Одно из следствий этого в том, что люди имеют менее определенный образ.
А как осознание своего образа происходит сегодня у нас? Позднее, чем прежде? Конфликтно? Большой ли выбор у индивидов? Какие факторы сильно определяют социализацию: пол, национальность, семейный статус?
Метод “Кто я такой?” Как люди представляют свой образ? Он заключается в том, что они должны несколько раз ответить на вопрос “Кто я такой?” Повторяя этот вопрос пятнадцать или двадцать раз, мы получаем наиболее информативные ответы. Например, Линдон Джонсон хотя и не отвечал на вопрос “Кто я такой?”, однажды описал себя следующим образом:
“Я свободный человек, американец, сенатор США и демократ. Я также либерал, консерватор, техасец, налогоплательщик, владелец ранчо, бизнесмен, потребитель, отец, избиратель и хотя не так молод, как раньше, но и не так стар, каким мне, возможно, придется быть - и я являюсь всем этим, но это не навсегда”.
Социализация обучает также ролям, правам и обязанностям, которые связаны с определенными социальными статусами. Маленькая девочка, которая играет с куклой, начинает обучаться содержанию роли матери. Ученичество и социализирует нового работника к профессиональной роли, и обучает его умениям, необходимым для данной работы. Самые важные роли обычно становятся частью личности человека. Так, ответы на вопрос “Кто я такой?” обычно включают основные роли человека, например, семейную роль (“муж” / ”жена”) и профессиональную (“клерк” / ”юрист”).
^ Первичная и вторичная (повторная) социализаци
Зигмунд Фрейд (1856-1939) выделял три части личности: ид (оно) - это удовлетворение побуждений, эго - это разумное самосохранение, и суперэго - это конформизм.
^ Ид - это биологическая основа личности. Оно является животной природой людей. Эти побуждения З. Фрейд назвал инстинктами (половой и агрессивный, которые постоянно требуют удовлетворения). Поэтому ид является частью личности, которую общество стремится контролировать, хотя никогда не имеет полного успеха.
Хотя З. Фрейд считал ид основой личности, он не считал, что поведение должно руководствоваться инстинктами. Последние, будучи слепыми, обязательно ведут к саморазрушению, направлены на секс или на агрессию. Вот почему индивид развивает эго.
Эго - это способность учитывать факты: рассуждать, рассчитывать последствия поступков, откладывать удовлетворение, избегать опасности - словом, осуществлять разумные действия в соответствии с “принципом реальности”. Эго - это нечто вроде посредника между биологическими потребностями индивида и требованиями общества. Оно цементирует и контролирует “себя” (см. табл.).
Суперэго соответствует обществу и его требованиям, социальным нормам, которые являются голосом совести. Суперэго также потенциально может принести вред. Подавление, которое необходимо для осуществления социализации, часто выходит из-под управления: слишком большое чувство вины может вызвать болезненные неврозы или как-то иначе исказить поведение.
Теория З. Фрейда суперэго помогает объяснить, как социализация может принести вред тем, что приводит индивида к самонаказанию или саморазрушению.
Функции эго
Функция
Адекватное эго
Неадекватное эго
Побеждать фрустрацию
Может дать другую цель
Вспышка раздражения
Побеждать неуверенность, беспокойство, страх
Может развивать психологическую защиту
Может только убежать или напасть
Сопротивление соблазну
Может отложить удовлетворение
Стремится к немедлен-ному удовлетворению
Оценка реальности
Приспосабливает поведение к ситуациям и людям
Позволяет фантазии помешать удовлетворению
Отношение к вине
Имеет чувство вины и может исправить ошибку
При отсутствии внешнего контроля дезорганизуется
Создание внутренних сдерживающих центров
Если нет внешних преград, может себя сдерживать изнутри
Теряет контроль
Противостояние групповым эмоциям
Сохраняет хладнокровие
Почти не имеет чувства вины и стремится не поддаваться ему
Реакция на правила и установления
Интерпретирует как социальную необходимость
Интерпретирует их как направленные против себя
Поведение в случае ошибки и успеха
Может исправить ошибку и горд успехом
Интерпретирует ошибку как полный провал, успех - как абсолютную победу
Сохранение идентичности эго
Выражает собственные ценности в групповой деятельности
Легко поддается давлению группы
По словам некоторых психоаналитиков, если взрослые социализаторы сами испытывают сильное подавление, они обижаются на детей и боятся их. Дети напоминают им о тех удовольствиях, которых они были лишены в детстве. Такая бессознательная память причиняет и боль, и наслаждение. Ее следствие - жестокие меры социализации. Вот почему говорят, что битье наказывает и родителя, и ребенка.
^ Независимое эго
З. Фрейд подчеркивал уязвимость эго, которое находится между молотом сурового суперэго и наковальней требовательного ид. После З. Фрейда психоаналитики уделяли много внимания эго. И сегодня многие терапевты меньше интересуются бессознательным и больше - развитием силы эго. Главная цель психотерапии или социализации сейчас не просто в том, чтобы помочь человеку приспособиться к обществу. Цель состоит в том, чтобы создать личность, которая способна контролировать и направлять свое собственное поведение.
^ Ситуационная личность
В определенном смысле личность - это единая, непрерывная сущность. Она сохраняется во времени как непрерывная цепь воспоминаний и соответствия самой себе. И все же личность всегда ситуационна: она не является ни полностью единой, ни полностью непрерывной.
У каждого есть стержень уникальности и тождества. В то же самое время у каждого есть целый ряд “себя” в зависимости от различных ролей и различных собеседников. Точно так же все индивиды по мере перехода от одного этапа жизни к другому принимают на себя ряд “личин”.
Сказать, что ситуация может высветить лучшее или худшее в человеке - это значит сказать, что личность текуча. Но личность является ситуационной только в ограниченном смысле. Человек не формируется или ре-формируется ситуациями.
Признание ситуационной личности имело следствием новые взгляды на девиантность, психическое здоровье и единство личности. Девиантность, когда-то считавшаяся результатом глубокого дефекта, теперь считается ситуационной. Многие девиации - из ряда“странных” реакций на ненормальную среду. Другими словами, больше внимания уделяется социальной среде индивида.
^ Отсутствие единой (целостной) личности (целостности личности) - ясного ощущения идентичности - давно считается личной и социальной трагедией. Однако эта точка зрения сейчас ставится под сомнение по нескольким причинам:
Общество будет и впредь подвергаться быстрым изменениям. Во время быстрых изменений человек с фиксированной идентичностью рискует стать несчастным и плохо приспособленным. Некоторые люди утверждают, что целью социализации должно быть создание гибкой личности.
Общество становится все более и более разнообразным по своим ценностям и образу жизни. Узкая идентичность ограничивает социальное взаимодействие и развитие личности человека.
В современном обществе узкая идентичность может отражать бедность социального опыта. Каждого индивида надо поощрять, чтобы он играл различные роли в диапазоне от простых домашних дел до руководства обществом.
^ 5. НЕЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ К ЛИШЕНИЯМ
Социализация - это мощный процесс. Всякий человек социализирован до некоторой степени, но имеется тенденция придавать чрезмерное значение социализации, давать “пересоциализированную концепцию человека”. В действительности же цели социализации редко достигаются полностью, и некоторые из них противоречат друг другу. Например, цель передачи культуры общества находится в известном противоречии с целью создания уникальных человеческих личностей.
Социология учит не тому, что люди подчиняются социализации, а тому, что они подчиняются ей по-разному и в разной степени. Социологи стремятся обнаружить различные виды конформизма и социального контроля, определить, насколько они эффективны в различных условиях и какое значение они имеют для личности и для общества.
Когда социальные процессы изучаются в деталях, становится ясно, что не всегда социализация имеет успех. Исследователи девиантности, психических заболеваний, неравенства и многих других проблем берут как само собой разумеющееся то, что социализация часто терпит неудачу либо с точки зрения индивида, либо с точки зрения общества. Особенно существенны неудачи социализации в двух отношениях - если неэффективна передача культуры и если социализация имеет плохие последствия для человека.
^ Неэффективная передача социального опыта
В малом, однородном, связанном традициями обществе передача культуры может быть довольно простой и одинаковой. Но даже в отношении этих обществ гладкость передачи легко преувеличивать. Однако в более сложных обществах процесс социализации наталкивается на несколько препятствий.
^ Конкуренция между социализирующими субъектами
В традиционных обществах почти нет конкуренции между институтами за влияние на детей. В крупном, разнородном обществе, наоборот, субъекты социализации конкурируют за такое влияние. Например, школа может противоречить тому, что ребенок узнает дома, или ценности группы ровесников могут противоречить тому, чему учит школа.
Если группы, которые имеют доступ к индивиду (семья, школа, группы ровесников) имеют одинаковые ценности и цели, усилие каждой группы подкрепляется. Если, однако, они конкурируют за возможность обучать различным ценностям, то индивид должен выбирать между ними. В результате человек может оказаться плохо социализированным вообще. Этот результат виден на детях эмигрантов, которые испытывают влияние двух систем ценностей - одной, которую имеют их родители, другой - принявшего их общества. Так как ценности большого общества не поддерживаются дома или в этнической общности, ребенок может усвоить их неполностью или поверхностно. Человек, принадлежащий двум культурам, но полностью не социализированный ни одной из них, называется маргинальным человеком.
^ Антисоциальная личность
Может быть, наиболее поразительным результатом неэффективной социализации является человек без совести. По терминологии Американской психиатрической ассоциации, это антисоциальная личность.
Этот термин относится к индивидам, которые, в основном, не социализированы и чье поведение постоянно ставит их перед конфликтом с обществом. Они не способны на привязанность к индивидам, группам или социальным ценностям. Они грубо эгоистичны, черствы, безответственны, импульсивны и не способны чувствовать вину или извлекать уроки из опыта или наказания. Сопротивление фрустрации низкое. Они, как правило, обвиняют других или стремятся дать правдоподобные объяснения своему поведению. Только изложение повторяющихся нарушений закона или социальных норм недостаточно для оправдания этого диагноза.
^ Основной элемент антисоциальной личности - это способность наносить обиды другим, не чувствуя вины или угрызений совести. Хотя такие индивиды могут быть социализированы многими другими путями, например, знанием языка или целями, в них не развито суперэго и механизмы контроля эго. Конкретные причины такого положения неизвестны. В некоторых случаях родители людей с антисоциальной личностью бессознательно поощряли их не подчиняться авторитетам. Более важным фактором, возможно, является недостаток любви и доверия в семье. Два таких человека хладнокровно убили всех членов семьи. В другом случае “семья”, по-видимому, состояла из людей, которые были повторно социализированы так, что стали антисоциальными личностями.
Если родители не уделяют внимания своим детям или не оказывают им эмоциональной поддержки, то повышается вероятность того, что эти дети станут антисоциальными личностями. Но полной уверенности, что такие условия должны привести к полной неудаче эго и суперэго, нет. Большинство людей, выйдя из таких условий, не становятся антисоциальными личностями.
^ Социализация на плохо
Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться. Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.
Боулби утверждал что для развития в младенчестве самое важное - это материнская любовь, однако решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важное значение имеет чувство безопасности , обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Т.о. мы можем сделать вывод, что соц. развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте . Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируются.
Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему(конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой(девиант). Гармонизация человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации. Поэтому "воспитание" начинает принимать иной смысл: не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.
Теории социализации детей.
Фрейд : Человеч. поведением управляет бессознательное, кот. Формируется в детстве. Ребенок нуждается в телесном контакте с мамой – эротич. аспект. Время для социализации – 4-5 лет – период выхода из Эдиповой стадии (уходит из под юбки мамы).
Дж.Мид : Социализация может быть успешна до 15-16 лет. Основное - имитация окружающих через игру. 4-5 лет - принятие роли другого (водит машину – водитель, куличи - повар). Эволюция от “I” до “Me”. I – комочек желаний, которые он не может контролировать, не социализирован. Me – когда ребенок может видеть себя глазами окружающих. В 4-5 способности к самосознанию. 8-9 - ребенок усваивает понятие «обобщенный другой».
Основные теории развития детей.
Социализация – это очень сложный процесс становления и развития личности. Подразумевает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для развития и функционирования в рамках того или иного общества.
Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную. Ученые ставят некую границу говоря, что если до 4-5 лет процесс социализации был упущен, то после этого возраста многое уже не восполнить.
I. Теория Зигмунда Фрейда. В первые годы жизни человеку закладывается его подсознательное. Ребенок – существо с потребностями, обладает энергией, но управлять ею не умеет. Потребности его удовлетворяются, но не сразу, что для него очень болезненно. В детстве особенно зависим от матери (до 4лет). А дальше уже автономен.
II. Теория Джорджа Герберта Мида. Также выделял возраст до 4-х лет – социализация и развитие ребенка особенно важны, но не считал, подобно Фрейду, этот процесс столь напряженным. Особую роль в развитии ребенка отводил игре, в процессе которой ребенок играл соц. роль учителя, доктора, мамы (игра «дочки и матери»), т.к. склонен подражать.
Мид различает два аспекта формирования личности:
1. Я (I)
- это комок личных желаний.
2. Мне (Me)
– это более социализированная личность (более подросший ребенок).
III. Подход Жана Пиаже – швейцарский врач, детский психиатр. Выделял несколько ступеней: 1.сенсомоторная (рождение-2годика) – окружающий мир осваивается за счет прикосновений, физических манипуляций.
2. дооперациональная стадия когнитивного познания
(2-7лет) – главное: развитие речи ребенка. Речь немного эгоцентрична, хочет, чтобы к нему прислушивались.
3. стадия конкретных операций
(7-11лет) например, могут запоминать стихи.
4. стадия формальных операций
(11-15лет) ребенок видит решение возникших проблем.
Агенты (институты) социализации детей:
2. в традиционной культуре – религия.
3. окружение сверстников;
4. школа, институты образования;
5. СМИ в современном обществе.
Институты социализации.
Под институтами социализации мы понимаем группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации . Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других институтов социализации.
- Семья . И это в первую очередь отношения с матерью с младенческого возраста.
В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Район проживания и принадлежность семьи к определенному классу довольно жестко определяют характер социализации индивида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения.
- Школа . Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения. От детей ожидается определенный метод поведения и дисциплины. Они вынуждены принимать требования учителей и реагировать на них. Все это влияет на выбор работы после окончания школы. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зависимости от возраста усиливает их влияние. Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят.
- СМИ .Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена они предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение СМИ в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями. Не подлежит сомнению, что СМИ оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом.
- Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации. Однако в традиционных обществах “Работа” не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало “хождения на работу” подразумевает гораздо большие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.
Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью ее влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
Социологические исследования школьного образования.
Социология образования
- раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.
Концепции школьного образования:
1. Исследования Дж.Коилмана – привлек около 1 млн участников – хотел ответить на вопрос – почему одни успешны, а другие нет в учебе? – зависит от ценностей в семье: выходцы из Азии – лучше в технич. дисциплинах; в белых семьях – ценности лидерства, важна популярность среди сверстников – для девушек, для парней – в спорте; для афроамериканцев: ценности субкультуры бедности, направлены на поддержание статуса кво, того что есть.
2. Социолог Вейзел Бернстайн : Успехи детей зависят от языкового кода, кот. усваив. в школе. Сущ ограничения – много недоговоренностей в предположении о том, что другой понимает.
3.Иван Иллич . – в каждой школе сущ. своя скрытая программа. Учителя преподают, ученики – не критикуют – пассивное потребление. (уважение к власти и т.п.)
23. Понятие ресоциализации.
В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию , т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих . Одна из таких ситуаций - пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.
Поведение в концентрационном лагере:
Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии.Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке,первым из которых был шок. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процесс ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни. Они подражали поведению охраны, иногда использовали обрывки одежды для имитации их униформы.
Сходные реакции и изменения личности наблюдаются в других критических ситуациях. Например, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу или “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пытается сопротивляться оказываемому давлению. Затем наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны, олицетворяющей власть - допрашивающего. По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации “обращается вспять”.
1. начальный этап. Шок и полное отторжение. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя будто в жизни ничего не изменилось, и скоро все вернется. Противостоит новым условиям.
2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика становится очень неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.
3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.
Социализация взрослых.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для функционирования в рамках того или иного общества. Это процесс становления личности.
Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную.
У взрослых людей социализация является ответом:
I. прежде всего, накризис , произошедший в их жизни (развод, переезд в другую страну и т.д.). И у всех взрослых в жизни случается кризис среднего возраста.
А) у мужчин в 40-50лет: по причине того, что примерно к этому возрасту они достигают в своей жизни по сути всего ранее желаемого (семья, карьера, соц. статус, обустроенный дом, престижное авто) =>чувствует, что изжил себя. Поэтому, чтобы «омолодиться» заводит новую семью, меняет род своей деятельности, в т.ч. профессиональной => процесс социализации в новом русле.
Б) у женщин 35-45лет: дети выросли, имеют свои семьи, а их «гнездо опустело» => чувствуют себя ненужными. Далее по схеме.
II. Социализация как постоянный рост. Может быть в результате:
1. начала взрослого периода:
а) интимность (активный процесс ухаживания, выход замуж);
б) одиночество (отсутствие этого => меняют ч/л в своей жизни => социализация);
2. среднего возраста:
а) - творческая деятельность, активность;
Профессиональное становление, рост, карьера, самоусовершенствование;
Родительство;
б) отсутствие всего этого, застой.
Старость.
а)
умиротворение (доволен как сложилась его жизнь, удовлетворенность всем);
б)
отчаяние (паника, страх, горечь упущенного).
Таким образом, процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека и заканчивается лишь со смертью.
Инкультурация: А.Кардинер.
Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.
Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891- 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4-5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.
Так как в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.
Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.
модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства - отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода за детьми в различных культурах. Базовая личность - в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В современных обществах человек сам может формировать свой жизненный стиль (пеленание детей: раньше – сейчас нет).
Инкультурация: Р.Бенедикт.
Инкультурация
(Рут Бенедикт: «Хризантема и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации в США и Японии. Метод дистанционного изучения культур. дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У вост.ч-ка нет личного ч-ва вины – только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)
«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Главный постулат ее концепции - каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и определяющую его историю . В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этосом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этосу.
Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций :
- аполлонийский , отличающийся подчинением индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанавливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;
- дионисийский , представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливаю^ щимся перед насильственным достижением целей;
- параноидальный , характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.
Довольно скоро практические исследования показали несостоятельность основных положений этнопсихологической школы и поэтому в 1940-1950-х гг. ее установки несколько изменились. Доминирующей темой исследований стало изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных общими социальными традициями и являющихся субъектами «нации».
Инкультурация: М.Мид.
Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе. Это одно из направлений антропологии.
Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель межпоколенной трансмиссии в культуре :
Наиболее видным представителем данного направления стала ученица Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей принадлежит разработка метода исследования национального характера (национальной культуры) па основе изучения современных документов таким образом, словно изучается культура прошедших веков. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этосом культуры. Мид выделяеттри основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.
В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культур: постфигуративный, конфигуративный. префигуративный.
Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиц. обществах – прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.
Конфиругативная: поведение значимых современников - знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания – не прошлое, а настоящее. Старшее поколение – не столь значимо. Основные ценности – рациональность, равенство всех участников взаимодействия.
Префигуративная: появ. в сер. 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок - равноправный партнер по общению.
Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.