От чревоугодия помогут простые правила питания. Избавление от недугов: Постная пища и лечебная диета Православная диета

Многие христиане стремятся находиться как можно ближе к Господу. Это выражается в образе жизни, главным составляющим которого является питание. Вопрос, которым задается большинство верующих: как определить наиболее подходящую для христианина пищу и рацион ее употребления?

На сегодняшний день существует несколько теорий относительно питания христианина, но большинство из них исходят больше от человека, чем от Бога. По этому поводу существует два основных мнения: первое о том, что человек от природы, а потому по велению Господа, должен придерживаться системы вегетарианства на принципах сыроедения ; а второе мнение заключается в том, что все живое, подаренное нам Богом, нужно употреблять в пищу, ведь животные питаются себе подобными, и почему же человек должен воздерживаться.

Что говорит Библия о питании христианина

Если следовать библейским указаниям, то Библия поддерживает в неком роде оба мнения, но при этом они не противоречат друг другу. А именно, в Старом завете указано, что все деяния, а также чем питается или не питается человек, осуществляется для Господа.

Изначально, еще при создании всего живого и в частности человека, Бог предназначил отдельные продукты каждому виду: семена, злаки, деревья и их плоды, траву и другие плоды земли человеку, а также траву и деревья животным и птицам (указано в Быту 1:29-30). Как видим, по началу человек действительно питался исключительно пищей растительного происхождения и, по-видимому, в сыром виде.

В дальнейшем, после потопа, климат кардинально изменился и в таких суровых условиях человек не мог выжить, если бы не употреблял мясо и другие продукты животного происхождения. Библия гласит, что сам Бог разрешил изменить способ питания, употреблять в качестве пищи все, что растет и движется (Быт 9:3).

Поэтому большинство христиан придерживаются мнения о том, что все созданное Богом тесно связано, необходимо и предназначено для использования в жизни. Следовательно, нет ничего греховного ни в способе питания исключительно растительной пищей, ни во всеядном способе, главное, чтобы употребляемое не вредило здоровью.

Основные правила питания христианина

Особые строгие правила по питанию христианина действуют в периоды поста и по большим церковным праздникам. Общих правил верующего немного, всего три, они хотя и на первый взгляд простые, но очень важные. Если им следовать и поддерживать, то они станут залогом здорового питания.

  1. 1 Не допускать ожирения. Это не только внешний недостаток, но и болезнь, которая постепенно все больше вредит здоровью и уменьшает продолжительность жизни.
  2. 2 Избегать переедания, ведь чревоугодие греховно. Пища нам дана Господом для того, чтобы поддерживать нормальную работу организма, а не для удовольствия и злоупотребления. По христианским принципам нужно есть ровно столько, сколько требует организм.
  3. 3 При большом ассортименте продуктов, нужно выбирать те, что действительно приносят пользу организму, а не приводят к ожирению и другим болезням.

Все эти правила взаимосвязаны и взаимодополняющие, не поддержание хотя бы одного приведет к нарушению других. Игнорирование этих правил Библия называет грехом.

Распространенные заблуждения

При любой системе питания или образе жизни в целом Библия не допускает крайностей. Каждый христианин знает, что древние апостолы, пророки и священнослужители часто отказывались от пищи или от полноценного питания. Сегодня многие служители Божие, миссионеры или просто верующие, стремятся также через это пройти, надеясь на помощь Господа. Это неправильно, все примеры страдальцев и святых поддерживают некую небесную цель, преследуют идею, из-за которой Бог помогал справиться с трудностями и жертвами. Делать это просто так или из своего собственного усмотрения не то что не нужно, но и не рекомендуется, ведь это только беспричинный вред здоровью.

Неверное мнение и о том, что Иисус человеческие болезни забрал на крест, поэтому можно не поддерживать здорового образа жизни и питаться кое-как. Во-первых, Христос забрал наши грехи, а во-вторых, важно не просто не болеть, но и беречь свое здоровье.

Питание во время поста

На протяжении года начисляется много постных периодов, но самый важный для каждого христианина – это Великий пост. Период Великого поста самый долгосрочный и наиболее значимый. Главная цель соблюдения поста – укрепить любовь к Богу и всего окружающего, созданного им, а также искупить грехи, очиститься духовно. Каждый христианин во время поста должен исповедаться и причаститься, а также воздерживаться от торжественных праздников, подобных дню рождению или свадьбе.

Не маловажное место в период любого поста занимает питание. Начисляется несколько основных правил питания во время поста:

  1. 1 Первый и последний день поста желательно обходится без пищи, если это позволяет здоровье, возрастная категория (детям и пожилым людям голодать запрещено) и другие особенные обстоятельства (беременность, кормление грудью, тяжелая работа и т.д.). Воздержание в течении дня ни в коем случае не повредит взрослому человеку, а наоборот поспособствует здоровью, ведь это и есть так называемые

Церковный пост, включающий в себя строгое ограничение в пище, является добровольным, духовным действием. Религиозный человек не ставит перед собой лечебные или меркантильные цели. Его диета не связана с вынужденной бедностью или неизбежной старостью. Главный принцип поста – воздержание во всем. Это касается мыслей, сексуальной сферы и пищи.

Разберемся во всех аспектах церковной диеты с целью определения ее пользы, целесообразности применения и возможного ущерба для здоровья.

Традиция вкушения определенных продуктов в те или иные временные периоды сложилась в христианстве не сразу. На это понадобились столетия. Духовная суть поста целиком взята из иудейского понимания ограничений, но дополнена и усложнена в церковных предписаниях новыми многочисленными введениями.

В православии сложилась целая система так называемых малых и больших воздержаний:

  • повсеместный (многодневный пост);
  • однодневный;
  • малый (постные дни в среду и пятницу).

Кроме вышеперечисленных постов установлена также традиция общего церковного воздержания и в частном порядке, по обету, при послушании или во имя определенной цели.

Пост или говение означает запрет на скоромную пищу (мясомолочные продукты). В некоторые дни разрешено употребление рыбы, но принцип распределения неясен.

Строгий пост – запрет на любое мясо, на пищу горячего приготовления и даже на растительном масле. Разрешаются хлеб, фрукты, овощи, компоты, воды.

Малый по средам и пятницам. Под систему питания в эти дни установлена идеологическая база – предание Господа и его распятие его в эти дни.

Церковная диета по строгости:

  • дозволены рыбные продукты;
  • разрешается приготовленная на постном масле пища;
  • горячая пища (запрет на масло);
  • сухая пища;
  • полный запрет на пищу.

Три составляющие церковного поста

Речь идет о строго установленном времени, количестве и качестве употребляемых продуктов питания.

Время

Традиция опирается на Ветхий Завет. Пост начинается с восхода солнца и завершается с закатом. Но возможен и свой вариант в силу определенных причин, например по состоянию здоровья, или исходя из рабочего расписания.

Количественный показатель

Не существует конкретных количественных параметров вкушаемой пищи, но все подчинено правилу – строгая умеренность. Еда – фактор поддержания сил, а не удовольствия и пресыщения. Позволительно есть столько, сколько необходимо для придания сил во время работы.

Качество пищи

Существуют строгие каноны для рьяных приверженцев православия. Относительно остальных мирян нет единомыслия. Разногласия касаются выбора рыбы, потребления молока, сухоядения. Многие верующие решают этот вопрос у своих духовников или по книгам авторитетов церкви.

Церковная диета. Духовный аспект

Необходимо понимание того, что церковная диета имеет свою специфику, и она не вписывается в привычные рамки диетологии. Человек веры черпает силы в духовной практике, а телесные ограничения – дело второстепенное. В самой церкви хорошо понимают опасность церковного поста для неподготовленных неофитов. Сначала должна культивироваться молитва, покаяние, должна формулироваться четкая аргументация и мотивация, затем практиковаться ограничение.

Если обычная диета является уже самоцелью, то с церковным постом дело обстоит гораздо сложнее. В православии пост не рассматривается, как диета, но как часть осуществления некого духовного плана усовершенствования.

Объясняет реабилитолог В.В. Луцкой (Медцентр доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского)

Великий пост церковными служителями рассматривается, как период трансформации душевных и телесных проблем в позитивный аспект. Медицина использует такое видение в своих меркантильных целях, обращая наше внимание на необходимость содержания тела в разумных рамках расходования энергии и восстановление здоровья.

Интересно в этом плане ознакомиться с мнением реабилитолога и специалиста по лечебным тренажерным устройствам Валентина Викторовича Луцкого, работающего в Киевском центре доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского.

Как человек, накопивший огромный опыт в оздоровлении спортсменов силовых видов спорта и практикующий здоровый образ жизни, христианин по убеждениям Валентин Викторович имеет четкое представление о связи диеты и духовного очищения.

Он подчеркивает, что самочувствие человека напрямую зависит от мировоззрения и жизнедеятельности. Для заинтересованных лиц им была разработана специальная программа питания, которую можно корректировать в индивидуальном порядке. Луцкой обращает внимание на излишнее ублажение тела, переедание, пьянство и большие промежутки между приемами пищи, советует кушать часто и пить много родниковой воды (до трех литров в день)

Кроме этого необходимо:

Особенностью лечебных мер от Валентина Викторовича является практическое внедрение многовековых наработок из церковных постов, которые он повсеместно пропагандирует.

Основания для такой системы питания:

  • отдых пищеварительной системы от тяжелых видов пищи;
  • восстановление сил;
  • очищение организма.

Реабилитолог утверждает, что постные продукты продлевают жизнь, помогают избавиться от негативных эмоций, планомерно уничтожающих нервную систему человека и его тело. От себя добавим – при условии мощной мотивации и стопроцентного настроя на результат.

Чтобы иметь физические силы для такого испытания, сначала необходимо накопить силы духовные.

До революции в России, церковные посты соблюдались очень строго, что, по мнению Луцкого, отражалось на здоровье нации. Росту, крепости и выдержке русских мужиков и женщин завидовали даже иностранцы.

Питание должно соответствовать принципам рациональности.

Для организма необходим строительный материла – белок.

Позаботьтесь о наличии в доме растительных белков:

  • фасоль, чечевица, горох, орехи и т. д.
  • кедровое, льняное, тыквенное масло;
  • злаковые культуры:
  • морепродукты;
  • квашеная капуста, огурцы;
  • продукты из меда.

Вегетарианство или сыроедение – добровольный выбор немногих людей. Это в большей степени нелегкий духовный путь, а не рацион питания. Глупо и вредно перенастраивать организм без основательной мировоззренческой базы.

Примите решение об отказе приема пищи после 18:00 – вы обезопасите свой ЖКТ от гнилостных процессов. Из алкогольных напитков безвредными для вас окажутся только хорошие красные вина. Но не больше 50-ти грамм. Именно такая доза стимулирует функциональность желудка.

Избавиться от вкусовой зависимости помогает голодание от одного до трех дней. Но сначала следует с помощью слабительного очистить кишечную систему.

Правильное завершение поста

Здесь ключиком служит все та же умеренность. Скоромная пища после поста – серьезный удар по организму. Для «запуска» ферментов в переходный период добавьте к своему столу:

  • хрен;
  • горчицу;
  • перец;
  • чеснок и лук.

Добавляйте в рацион питания мясо, молоко и другие продукты постепенно и небольшими порциями.

Современная наука о православном посте

Среди диетологов по поводу церковного поста не сложилось единого мнения. Некоторые из них подчеркивают положительный момент его полезности и безопасности, советуя пост в качестве удачной альтернативы современным диетам. Основание – проверенная веками практика.

Временные переходы от потребления мяса до чисто растительных компонентов помогают организму избавиться от холестерина, токсических и канцерогенных веществ.

В постных продуктах питания ряд антиоксидантов «настраивают» сердечнососудистую систему и опорно-двигательный аппарат на «разгрузку», приводя заодно в порядок и психику.

В этом отношении способствует и сезонный характер диет. Весной организм пытается перейти на летний режим работы ЖКТ, а осенью – на зимний. Важно ему в это время оказать посильную помощь.

Пост – это возможность до минимума снизить нагрузку на желудок и обновить его слизистую оболочку.

Недавно западными учеными был выявлен в мясе и молоке токсин, накопление которого провоцирует возникновение онкологических образований. Голодание или строгая диета – доступный каждому желающему путь избавления от этой опасности.

Справка. Исследования ученых университета г. Милан (Италия)
Растительные белки снижают уровень холестерина. Что касается белков животного происхождения, ученым в течение последних лет изысканий удалось обнаружить прямую зависимость между злокачественными новообразованиями толстой кишки, матки и грудных желез и повышенным потреблением мяса и молока.

Причина этому – появление токсинов в результате переваривания пищи, так как пищеварительная система человека не адаптирована под большое количество животного белка. У человека кишечник имеет длинные размеры, потому мясная и молочная пища, слишком долго находящаяся в ЖКТ, образует при длительном нахождении токсины. Организм человека не в состоянии продуктивно вывести продукты распада животных белков.

Следствие: откладывание шлаков в организме, развитие злокачественных патологий, подагры, артрита, нарушение работы почек.

В церковном ежегодном календаре прописано 200 дней ограниченного питания. Это достаточно большой срок без мяса и молочных продуктов, серьезная возможность снижения риска развития тяжелых заболеваний.

Особенности пищевой пирамиды

Отказ от целого ряда продуктов питания во время длительных религиозных постов выглядит пугающим только на первый взгляд. Продукты, от которых отказывается постящийся верующий, не являются базовыми и крайне необходимыми.

Необходимые для организма продукты:

  • вода;
  • большинство фруктов и овощей;
  • цельные зерна;
  • разные виды орехов;
  • масло из растений;
  • бобовые культуры.

Непривычность каждодневного поедания такой пищи обусловлена факторами традиции, культуры и современных технологий, но не особенностями физиологии.

Что говорит диетология о церковном посте

Если суть духовного укрепления во время церковного поста не вызывает вопросов, то проблематику физиологии и состояния организма нам следует уточнить.

О Великом посте диетолог Ковальков, например, в своей статье «Диета и пост - вместе или врозь?» говорит, как о позитивном факторе отдыха от нагрузок на ЖКТ. В то же время он настаивает на консультациях не только с духовниками, но и врачами, чтобы избежать необратимых изменений в организме.

  • кормящим и беременным женщинам;
  • детям;
  • людям с большим перечнем заболеваний, включая и психические недуги.

Но, во всем необходим разумный подход.

Например, многие пациенты вопросы соблюдения поста решают только со священнослужителями, что в корне неправильно. По поводу любой диеты необходимо обращаться сначала к врачевателю тела. Если послабление в ограниченном питании от духовника получить трудно, то медики будут на них даже настаивать.

Важным фактором также является учет необходимости выполнения во время поста домашних и рабочих обязанностей.

Пост перед Светлым Христовым Воскресением

Подготовку к этому празднику назвать легкой трудно. Речь идет о центральном и самом значимом воздержании за весь год. Добавьте к этому весенний авитаминоз и сделайте выводы.

Пост длится семь недель в марте и апреле. Конечно, он может оказаться очень полезным, если его соблюдать правильно. Но именно с этим у большинства верующих проблема.

Исключение из рациона питания животных жиров и мяса позволяют хорошо подготовиться организму к преобладанию растительных продуктов в летне-осеннее время. Ему необходим определенный настрой на переваривание и усваивание витаминов из натуральной растительной пищи.

Наука указывает на установленный факт –

снижение показателя калорийности до 40% повышает жизненную мотивацию и продлевает функциональность всех органов и систем человека.

Церковный устав и кулинарные особенности

Ограничения довольно серьезные.

Речь идет о серии предписаний и запретов:

  • Один прием пищи в сутки в будние дни.
  • Отказ от так называемых скоромных продуктов, в некоторые дни – от всех видов растительного масла, рыбы и винных изделий.
  • Суббота и воскресенье – разрешение на два приема пищи, на масле из растений и небольшое количество вина (в Страстную неделю разрешение отменяется).
  • Два рыбных дня (в праздники – Благовещения и Вербного воскресенья) и день рыбной икры в Лазареву субботу.

Пик строгости церковной диеты приходится на начало и окончание поста.

Голодание предписано в первый и второй день первой недели и последней недели. Страстная неделя – время сухоядения.

Пост. Строгие правила не для всех!

Не все готовы умственно, душевно и физически осилить такой трудный пост. Церковь настаивает на том, что эти правила прописаны только для самых стойких верующих, берущих на себя тяжкое бремя испытаний для духовного роста. Фактически, это ориентир, а не обязательный рубеж постижения Бога. Браться всем без длительной подготовки за выполнение всех строжайших диетически норм неразумно и опасно для организма. К такому воздержанию привычны монахи, но не обычные люди, привыкшие к благам цивилизации.

Врачи подтвердят факты огромного наплыва больных после пасхальных праздников – люди не умеют грамотно завершать диету.

Для детей и больных людей предписан облегченный вид поста, с упором на молитву и упорядочение мыслей. Отцы церкви настаивают на определении своих сил и степени возможного усердия, чтобы воздержание не было в тягость, но приносило радость и помогало смотреть на мир удивленными глазами ребенка.

Меню и пост. Учимся готовить постную пищу

Главная проблема составления меню в постные дни – избежать однообразности, из небольшого перечня продуктов создать впечатление изобилия.

Напоминаем – под запретом остаются все производные от молока, мясо, яйца, жиры животного происхождения и рыба (кроме нескольких дней). Но даже из разрешенных продуктов умелая хозяйка легко приготовит питательный и вкусный обед.

В постный рацион входят:

  • разнообразные соления;
  • тушеные и вареные овощи;
  • каши;
  • салаты;
  • фрукты, ягоды, овощи;
  • орехи, семена, грибы и т. д.

В этот период есть смысл потренироваться в приготовлении самых разнообразных супов и зеленых борщей, с грибами, овощами, но без мяса.

Для салатов, которые стали важной частью стола, подойдет заправка кукурузным, оливковым, льняным маслом, яблочным уксусом, соком лимона или просто щепоткой соли.

Всем известна универсальность обычного картофеля, который можно сделать основой для целого перечня постных блюд. Добавьте к вареной или тушеной картошке любимые вами овощи в свежем, тушеном, маринованном, соленом, запеченном виде. Пожарьте грибы, приукрасьте зелеными листьями салат. Сделайте пост праздником гармонии и всеобщей радости.

Не забудьте о горохе, фасоли и чечевице. Вместе с ними ваш организм получит в достатке полноценный вид растительного белка, призванного на время заменить аналогичный из животной пищи.

Через день готовьте блюда из муки, но без яиц. Во время поста вы можете научиться делать настоящие итальянские спагетти или макароны.

Определите сами для себя полезность поста

Каждый человек является главным действующим лицом в своей жизни. Никто лучше вас не знает ваши запросы и недостатки.

В системах питания можно запутаться, но они до сих пор не решили проблему ожирения в мире. Мало того – тысячи женщин и мужчин в мире, в гонке за гармонией и красотой теряют остатки своего здоровья.

Почему так случается?

Для того чтобы определить степень полезности любой диетической схемы или религиозного питания, достаточно знать основные признаки, указывающие на опасные симптомы.

Берегитесь чувства голода

Чувствуете сильный голод?

Это верный сигнал того, что вы не на правильном пути. Но и тут существуют тонкости. Оказывается, есть разные виды голода. Например, здоровое ощущение голодания, предвкушение перед хорошим обедом. Или нестерпимый голод, валящий с ног, сопровождаемый сильным раздражением и головной болью. Организм человека предупреждает, что продолжать в таком духе крайне нежелательно. Прекращайте диету.

Признак естественной безвредной диеты – ограниченный аппетит. Кушать хочется, но немного.

Как этого добиться?

Только частыми приемами пищи, которые не исключают возможность быстро проголодаться.

Бойтесь запретов

Методика проста – берете список запрещенных к употреблению продуктов и смотрите количество запретной пищи. Сейчас модны диеты с полным запретом фруктов и овощей, углеводов, мясных продуктов.

Это означает колоссальный стресс для вашего организма. Выдержать такую диету по силе далеко не каждому. И надо ли? Советуйтесь с врачом. Перечень креативных монодиет с одной стороны дают конечный результат, но какой ценой?

Вызывают вопросы и временные ограничения. Если вы работаете до полуночи, а вам предлагают воздержание в пище после шести часов вечера, то принесет ли она вам пользу? Не лучше ли ориентироваться на двух, трех часах до сна.

Все это говорит о чрезвычайно важности индивидуального подхода и разумного выбора при ориентации на запросы организма и умеренном их возмещении.

Избегайте радикализма в диетологии

Посмотрим на это с научной точки зрения. Организм подвергнется голоду, к которому он не привык. Это для него мощный стресс и негативные последствия, которые придется устранять. После быстрого похудения не выкидывайте одежду больших размеров. Она вам очень скоро понадобится снова.

По мнению известного диетолога М. Гинзбурга, голодание приводит к заболеванию гастритами, образованию язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, желчнокаменной и мочекаменной болезни, значительному снижению иммунитета и повышению риска инфицирования.

Модные системы питания. Собирайте всю доступную информацию

Задумайтесь, речь идет о реальном риске для вас!

Узнайте – есть ли базовые данные о влиянии избранной вами диеты на обмен веществ, на органы и системы организма, включая и психологический аспект?

Посты и диеты. Будьте благоразумны

Абсурдность некоторых диетических схем питания не поддается описанию. Бойтесь красивых названий, призванных включить вашу эмоциональность и выключить умственные способности. Инфантилизм последователей конфетных, шоколадных, ромовых, цветочных диет не может не вызывать улыбки у специалиста.

История болезни. Рассказывает практикующий врач . Пациентка, молодая женщина. Практиковала сыроедение в течение семи лет. К сожалению, вынужден признать, дефицит витамина В12 подтвержден в результате комплексного исследования. При этом, обращаю внимание – в течение шести лет она чувствовала себя прекрасно и всем рекламировала такой способ питания. Через шесть лет выставлен диагноз – мегобластная анемия, тяжелая форма. Состояние – оставляет желать лучшего. Анемия в такой форме и с такими показателями – это диагноз серьезный.

Организм испытывал острую нехватку:

  • железа;
  • вит. В12;
  • и В9 (фолиевой кислоты).

Справка . Фолиевая кислота не может полноценно усвоиться организмом без наличия необходимого количества витамина В12.

Симптоматика у пациентки:

  • Разрушение слизистых оболочек с появлением язв во рту, малиново-красный язык («ошпаренный»).
  • Увеличение лимфоузлов.
  • Язвочки в гортани и кишечнике.
  • Язва желудка.

Жалобы: болит все тело и все органы, каждый день стул с примесью крови, сильная слабость, головные доли, скачки давления, потери сознания.

Восстановление идет медленно, организм остро нуждается в нормальном уровне железа и витаминах, но назначение больших доз – опасно, так как высокая дозировка – токсична.

Почему так произошло? Вегетарианское питание и сыроедение подходит не всем, кроме того, необходимо учитывать, что женщины ежемесячно теряют кровь во время менструации. Тем, кто решился быть вегетарианцем, во-первых, необходимо пройти серьезное комплексное исследование, во-вторых, даже в случае здоровья организма в целом, регулярно сдавать лабораторные анализы. При нехватке витаминов и микроэлементов, в случае продолжение вегетарианской системы питания или сыроедения (если позволяет врач), начать прием витаминно-минеральных комплексов (опять же по назначению специалиста).

Причины прекращения диеты

Назовем три основные:

  • Ощущение недомогания – слабость, позже сухость кожного покрова, нарушение структуры ногтей, выпадающие волосы. Симптоматика говорит о начавшемся авитаминозе и недостатке некоторых минеральных веществ.
  • Нарушение умственной деятельности. Ухудшение настроения, приступы депрессии, раздражительность, агрессивная реакция на людей и окружающую действительность, нарушение сна. Симптоматика голодания головного мозга.
  • Неожиданное желание употребления определенного продукта, ранее не характерное для вас. Симптоматика нехватки некоторых витаминов и микроэлементов.

Вышеперечисленные случаи являются серьезным основанием для немедленного прекращения диеты или поста и визита к врачу для выяснения причины проявления специфической симптоматики и определения мер ликвидации прямой угрозы здоровью.

Дорогие посетители сайта Фармамир. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?

Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?

И главное – для чего нам все эти перемены?

С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения

– Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

– Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.

Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

– Как это?

– Крещение – это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе – средоточие и смысл его жизни.

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.

Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.

Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.

При свечах и на коленях…

– Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

– Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.

Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров – литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.

Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.

Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

– Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

– Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.

То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.

О «синдроме постящегося»

– Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

– Каким образом?

– Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

– Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом. Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

– Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.

Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться – во что бы то ни стало! – вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» – это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.

Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.

Поставить перед собой цель

– Отец Максим, что, например, можно делать?

– Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.

Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.

Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

– Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

– Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.

И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.

Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.

Без воздержания в пище нет поста

– Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

– Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

– Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

– Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так – можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.

Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.

За Адамом или за Христом?

– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?

– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».

Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.

Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.

Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!

Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.

Ошибка первая: незнание меры

– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.

Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.

Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.

– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?

– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

– А как решают вопрос с рыбой – на практике?

– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.

В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!

Лучше недопоститься, чем перепоститься

– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.

Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.

Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.

Ошибка вторая: не молиться

– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.

С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.

Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.

К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.

Ошибка третья: осуждение

– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий» , «не укради» , «почитай отца и мать» , и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его» . Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.

Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает » (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.

Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.

Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко

«Вследствие излишества в пище и сладкопитании (стакан чаю сладкого с сухими кренделями на пароходе «Любезный») и сна на пароходе я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мной Веру Ивановну…».

Поэтому нельзя недооценивать опасность этой страсти для души. В этой статье коснёмся объедения.

Мы всё время суетимся, спешим куда-то. Поэтому зачастую приём пищи происходит у нас очень быстро: проглотив, например, с утра тарелку каши за 3 минуты и запив чаем, побежали дальше. Но зато вечером, придя с работы, мы можем позволить себе посидеть за столом подольше…

Приведу высказывание преподавателя биохимии медицинского училища о правильном пищеварении:

«Для того, чтобы происходило хоть какое-то пищеварение, еду необходимо тщательно пережёвывать около 32 раз. Употребление жидкости должно происходить не ранее, чем через 30 минут после приёма пищи.»

А теперь давайте припомним, сколько раз мы пережёвываем каждый кусочек блюда? Честно отвечу за себя: в основном, не более 3-5 раз, особенно при спешке. И почему-то, мне думается, так у многих.

Почему же нужно долго пережёвывать еду?

Во-первых, процесс пищеварения начинается уже во рту: еда обрабатывается нужными ферментами. Ввиду этого, даже картофельное пюре и супы необходимо хорошо пережёвывать.

Во-вторых, пища должна стать хорошо измельчённой перед поступлением в желудок.

В-третьих, когда мы тщательно пережёвываем, сигнал о насыщении успевает поступить в мозг прежде, чем мы переели. Часто случается, что человек наскоро заглатывает большое количество пищи, а всё продолжает ощущать голод, затем встает из-за стола и чувствует тяжесть в желудке — объелся. Просто информация о насыщении не успела добежать до места обработки. Вот так и получается, что мы переедаем и переедаем.

Далее о традиции попить чаю после завтрака/обеда/ужина. Мало того, что мы жадно заглотили еду и уже ощущаем тяжесть, но ведь традиция же — надо попить чаю. В результате мы ещё больше растягиваем свой многострадальный желудок, влив в него жидкость. В следующий раз нам потребуется больше пищи… Кроме этого, мы изрядно разбавляем желудочный сок, необходимый для переваривания еды, тем самым нарушая пищеварение. И так день за днём!

Надо сказать, что при нарушении пищеварения в кишечнике начинаются процессы брожения, вызывающие дискомфортные состояния (например, метеоризм). Подобная длительная «атака» на желудочно-кишечный тракт способствует развитию многих заболеваний последнего.

Как выйти из этого замкнутого круга — 5 правил:

  1. Заранее продумайте, сколько необходимо пищи для того, чтобы Вам насытиться, и придерживайтесь этой нормы. Специалисты утверждают, что человеку на 1 приём, необходимо столько пищи, сколько помещается в двух его сложенных ладонях. Но не стремитесь сразу урезать количество пищи, если вы к этому не привыкли. Постепенно уменьшайте объём порции, очень скоро желудок примет свой нормальный размер и не будет требовать больше.
  2. Положив ложку с едой в рот, начинаем жевать и считать: 1, 2, 3… 32 (по количеству зубов во рту). По своему опыту могу сказать, очень быстро к этому привыкаешь.
  3. В процессе поглощения пищи мысленно анализируем — не насытился ли я ещё? Если уже есть ощущение, что голод утолили, но пока не переели, встаньте из-за стола. Просто возьмите и встаньте.
  4. Пейте чистую воду не позднее, чем за 30 минут до еды и через 30 минут после еды . Во время приёма пищи можно попить, но немного (100 мл – это около половины стакана), чтобы не сильно разбавлять кислую среду желудка и не растянуть его. В первые дни соблюдения этого пункта вы может ощутить небольшую изжогу, т.к. желудок не привык. С этим поможет справиться соблюдение между приёмами пищи.
  5. Старайтесь не разговаривать и не отвлекаться за столом, контроль за собой будет утерян.

Что это даст:

  1. Вы перестанете объедаться;
  2. Пропадёт чувство «осоловелости» и неспособности ни на что после еды;
  3. Вы будете ощущать бодрость и легкость в теле;
  4. Наладится пищеварение;
  5. Выполнение этих правил неуклонно будет способствовать снижению веса.

Сколько раз в день нужно кушать

Очень часто в наше время люди имеют заболевания, при которых противопоказаны редкие приёмы пищи. Например, употребление пищи 2 раза в день способствует застою желчи у тех людей, которые к этому склонны. Это может вызвать серьёзные нарушения –холестаз, холецистит, камни в желчном пузыре.

В большинстве случаев человеку достаточно кушать 3-4 раза в день. Но есть заболевания, при которых, например, нужен 6-кратный приём небольшими порциями. Самое главное, вкушать пищу со смирением, потому как известны многие случаи духовного падения постников, которые возгордились своим воздержанием. Поэтому нет единого правила по этому поводу. Здесь надо обращаться к совести, собственным ощущениям и духовнику.

Молитва перед едой

Несмотря на указания медиков о том, что пища должна быть разнообразной, качественной и полезной, мы с вами знаем из святоотеческого учения, что только благодать Божия делает пищу полезной. Можно кушать самую лучшую и дорогую еду, и она не будет в пользу. Поэтому очень важно просить у Бога благословения пищи перед её приёмом и по окончании благодарить.

Только пища, освященная молитвой, приносит пользу телу и душе.

В борьбе с чревоугодием мы не можем полагаться только на собственную волю, на свои силы. Опытные в духовной жизни люди подсказывают, что без молитвы, без обращения за помощью к Богу, мы не можем соблюсти даже простейшие правила питания. А вот если мы будем искренне каяться в своём объедении и просить об избавлении, осознавая всю опасность этого греха, нам окажется под силу эта борьба.

Дмитрий Еделев:

Сегодня в нашей студии интереснейший человек, доктор медицинских наук, профессор Игорь Анатольевич Волчек.

Уважаемый Игорь Анатольевич, сегодня хотелось бы коснуться такого вопроса как Великий пост. В нашей стране, преимущественно, все-таки христиане, христиане православного толка. Я знаю, что вы человек, глубоко верующий в Бога, глубоко воцерковленный. Хотелось бы именно этого вопроса коснуться и попросить вас помочь тем, кто держит пост, получить подкрепление, а тем, кто не держит пост, получить понимание: зачем наши предки его придумали. Это не диета. Это некое ограничение пищевое, духовное, нравственное. С какой целью? Попросить вас объяснить, как очень известного профессора, аллерголога, иммунолога, занимающегося гормонами, и человека достаточно известного в нашей стране.

Игорь Волчек:

Спасибо, Дмитрий Аркадьевич! В первую очередь я бы хотел сказать, что мое мнение - это не мнение церковнослужителя. Хотя у меня есть богословское образование, но я не священник. Однако, коснемся поста. Это уже вопрос религиоведения.

С древнейших времен люди верили в Бога. Всегда, все племена. Это доказано. Не верящих в Бога не существовало. Во всяком случае, не найдено. С верой в высшие силы, в Бога, каким-то образом возникла идея и необходимость принесения жертв. В различных религиях из сохранившихся тема воздержания, тема ограничения во имя высшего до сих пор существует. Древних языческих жертвоприношений, слава богу, нет, однако и в буддизме, и в индуизме, и в исламе, и, естественно, в христианстве существует такой метод воздержания, как пост. В первую очередь, пост предусматривает самоограничение; воспитывается самодисциплина, воспитывается, это своего рода послушание перед Богом. Воспитывается возможность отказаться от мирского во имя восприятия высшего, духовного.

В разных религиях существуют разные посты. И в христианстве, разумеется, и в католичестве, и в православии. Они несколько различаются, но общий смысл - это воспитание в себе дисциплины. Воспитание духовной дисциплины, которая подкрепляется дисциплиной телесной, ибо мы, все-таки, существа телесные. Обуздание собственных страстей и потребностей, какое-то, возможно, ограничение воспитывает в том числе. То есть пост - это возможность обуздать свои желания, обуздать свои стремления для большего, лучшего постижения духовных истин, посвящения себя молитве, посвящения себя более благим делам, духовным делам. Что касается именно чисто физических ограничений, как я уже сказал, в разных религиях ограничения в пище разные, но принципиальные ограничения во всех, в общем-то, религиях касались в первую очередь животных продуктов. Как бы там ни было, и в исламе, и в индуизме (там вообще вплоть до вегетарианства), в буддизме. Конфуцианство, даосизм, синтоизм - тоже есть ограничения.

Почему ограничения животных продуктов? Здесь мы можем говорить уже чисто на медицинскую тему. Но мы к этому вернемся.

Дмитрий Еделев:

Может быть, духовное «Не убий»?

Игорь Волчек:

Есть такое, «Не убий», да, это есть. Но, я думаю, что здесь совмещение корней духовных и корней физического восприятия. Я честно говорю, я верующий человек, действительно, но мы с вами все учили исторический материализм, там тоже есть здравый смысл.

Дмитрий Еделев:

Еще и марксизм-ленинизм учили.

Игорь Волчек:

Да-да, учили, и я не скажу, что все было зря. Некие методологические подходы совсем недурны. Возможно, что отложилась какая-то часть исторического опыта от употребления тех или иных продуктов, от их влияния на организм, от их влияния, скажем, на потомство, на собственное самочувствие. Ведь не секрет, что очень вкусный продукт - свинина, сало. В Украине сказать, что человек может жить без сала нельзя. Это не солидно. Но там же содержится очень много свободных радикалов, очень много активных молекул. Во многих религиях запрещено потребление кровяных продуктов, свежей крови. Допустим, в иудаизме мясо должно быть обескровлено. Кроме того, что там ограничения вообще по источнику мяса, оно должно быть обескровлено. Они считают кровь носителем духовной энергии, души. Хотя, еще раз скажу, что, скорее всего, это некое символическое понятие.

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, а не может быть ограничение в потреблении крови связано с тем, что кровь быстрее всего портится? Это самый скоропортящийся продукт, как говорят материалисты.

Игорь Волчек:

Возможно. Но, смотрите. Когда была Юстинианова чума - бедствие, которое сравнимо, минимум, с локальной ядерной войной, когда, по разным данным, вымерло от 40 до 200 миллионов населения Европы и в Константинополе. Прокопий Кесарийский в VI веке пишет, что в Константинополе в день умирало до 20 тысяч людей. По описаниям нашей, современной науки эта форма чумы неизвестна. Это молниеносная форма чумы, когда встречаются люди на базаре, беседуют, и вдруг один падает и умирает мгновенно.

Дмитрий Еделев:

Я немного не в курсе в данном случае. Мы не смогли найти этого возбудителя, он ушел куда-то в подполье, и вполне возможно, что он когда-нибудь вернется?

Игорь Волчек:

Вполне возможно. Но в данном случае я как раз коснусь нашей с вами понятной темы, а слушателям и зрителям мы это объясним. Есть такая реакция, гиперреакция провоспалительных цитокинов. Вот, вернемся к мясу. Свежее мясо стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, то есть повышается активность, повышается иммунная реактивность. Но это же гиперреактивность. Некоторые когда-то существовавшие методы, я о них слышал только, ничего не имею, так скажем, их воздействие на биологию было основано на том, что запускается гиперреакция провоспалительных цитокинов. Это можно сравнить с анафилактическим шоком. Моментальная смерть в результате извращенной гиперреакции иммунной системы. Так вот, вернемся все-таки к продуктам, некоторые продукты животного происхождения могут как раз и приводить к излишней стимуляции системы воспаления. Отсюда, естественно, всякие аутоиммунные реакции, когда организм реагирует сам на себя; возможно, атеросклеротические, воспалительные повреждения, факторы повреждения стенки сосудов. В данном случае я уже говорю не совсем профессионально, но, может быть, более понятно. То есть истоки ограничения потребления некоторых продуктов, может быть, имеют чисто практический опыт.

Дмитрий Еделев:

То есть люди тогда объяснить еще все не могли, но, тем не менее вводили ограничения. Я правильно понимаю, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Разумеется. Почему у нас с древнейших времен ограничения близкородственных браков? Да потому что, извините, рождаются генетически дефектные дети. Это уже практика. Знаете, если говорить, как церковный человек, конечно, сразу были даны ограничения, сразу, еще когда-то, еще до потопа и т.д.: вот это можно, это нельзя. Люди всегда нарушали запреты, с момента грехопадения, за что их наказывают. Точнее, их не наказывают, как говорит христианская религия, - их воспитывают. Если бы наказывали - нас бы уже не существовало. Алексей Ильич Осипов неоднократно это говорит в своих лекциях. Профессор МДА (Московская духовная академия), которого я очень уважаю и очень люблю. Все христианское учение это говорит. Нас не наказывают, Бог милосерд. Бесконечно милосерд. Но он нас воспитывает. Он нас воспитывает. Знаете, как? Есть эксперимент на животных, когда мышка бежит по лабиринту, а ей туда не надо бежать. Ее бьют по голове: беги туда. Она не понимает - еще раз по голове. Есть такой эксперимент.

Так вот, эти ограничения, конечно, исторически имели и материальную часть. Но, всегда животное, носитель животного, сама материальная жизнь связана с духом, это связанно с душой. Разные религии по-разному определяют, насколько животное имеет живую душу. Имеют ли, допустим, собаки душу, или нет? В какой-то мере они - душа живая, создана Богом, но с позиции человека, конечно, они не имеют духа. Они не люди, это понятно. Но, все равно, также имеют мясо, кровь. Христианские монахи не едят мясо вообще, только рыбу. В духовном смысле, с позиции православия и вообще христианства эта пища подходящая, но, очевидно, в физическом смысле она не всегда полезна с позиции медицины.

Православие - наименее измененное христианское вероучение. Его часто называют «ортодоксия», «ортодоксальное учение». Мы называем «православное», как бы «правильно славящий Бога». Оно более неизменённое изначально, больше придерживающееся строгих правил. Тем не менее, есть здравый смысл. Есть категории людей - это больные, путешествующие, беременные, военнослужащие в период исполнения долга. Они освобождаются от поста в какой-то мере. Но ведь здесь самое главное - не углубляться, не становиться, не было бы элемента фарисейства, не углубляться в обрядность, так скажем, в ущерб основной идее поста. Основная идея поста - это духовное и нравственное очищение. Если можно, я могу зачитать, взял с собой очень хорошее высказывание святого Ефрема Сирина. Это один из столпов православия, IV век. «Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель». Самое главное, что говорит святой Ефрем Сирин, это именно духовная составляющая поста. Духовная составляющая поста, а не просто ограничения в еде. Мой учитель, друг, так скажем, он был деканом, когда я учился в Институте святого Иоанна Богослова, игумен Петр (Пиголь), как-то сказал мне: «Дьявол не ест, не пьет. Но он же дьявол».

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, мы с вами сказали о том, что во время поста идут ограничения. Мы с вами сказали - мясо. Все ли мясо ограничивается? Или есть, например, рыба, еще что-то? Как это можно сочетать? Что разрешается во время поста? Есть ли специальные дни?

Игорь Волчек:

Во время Великого поста, это один из наиболее строгих постов в православии, мясо принято исключать на весь период поста. При этом строгость поста для монахов, которая определена в Типиконе, есть такая книга, и строгость поста для мирян, конечно, совершенно разная. Что касается рыбы - она есть. Можно взять Типикон: там написаны дни, когда можно употреблять рыбу. Более того, есть множество ссылок в Интернете, где указаны дни, когда дозволена рыба в период Великого поста. Дозволена рыба, дозволено масло. Что касается мяса, я честно скажу, и как врач, и не как врач. Начнем с того, что, учитывая холодную зиму, в наших широтах вегетарианцем быть неполезно, даже опасно. Если нужно, конечно, то мясо, очевидно, можно употреблять. Можно просто пойти потом, покаяться или сотворить какое-то доброе дело. Я, опять же, не священник. Что касается рыбы - среда, пятница, особенно пятница у нас день ограничений. Но рыба особенно нужна детям, понимаете, детям. Детям должны расти, им нужно нормально питаться. Здесь, так скажем, не надо впадать в фанатизм. Вера и фанатизм - вещи несовместные. Ведь, в конце концов, Господь нас любит больше, чем мы того заслуживаем. Если мы сами себе и, упаси бог, близким наносим какой-то вред, то это, мне кажется, гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Если мы сами себе или близким наносим какой-то вред, то это гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Дмитрий Еделев:

Скажите, есть какая-то рыба, которую вы больше всего бы посоветовали? Рыба бывает разная: речная, морская. Что бы вы посоветовали, как врач, который имеет еще и духовное образование, какую рыбу? Если такое возможно посоветовать.

Игорь Волчек:

Чисто с позиции медицины лучше всего гипоаллергенная рыба. Гипоаллергенная рыба - морская. Она менее аллергенна, чем рыба речная. Желательно, конечно, рыбу употреблять свежую, минимум заморозки, минимум разморозки. По возможности. Что касается - рыба жирная, не жирная, - это зависит от индивидуальной чувствительности. Если у человека нормально работает пищеварительная система, в первую очередь, желчная, печеночная системы, то жирная рыба, особенно морская, скажем, скумбрия, макрель, они даже полезны, ибо там находится рыбий жир, который является источником витаминов и антиоксидантов. Его и просто так пьют, и продают множество пищевых добавок. То есть это полезно. Какого способа приготовления? Это или копченая, или вареная, или жареная. Всё зависит от индивидуальных черт, здоровья человека. Если говорить с позиции именно поста, то, конечно, рыба менее жирная. Раньше, в средние века, монахи потребляли рыбу речного происхождения. Морского - только если они были где-то недалеко. Но именно с позиции медицины, все-таки, морская рыба более полезна. Святой митрополит Серафим (Чичагов) ведь что говорил? Очень полезно употреблять продукты той местности, где вы живете. Вообще, продукты той местности, где вы живете. Во многих религиях еще один важный вопрос.

Дмитрий Еделев:

А почему, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Этого я не знаю. Это загадка. Но, чисто эмпирические наблюдения медицины, многие врачи это знают. Мне впервые про это говорил мой друг гематолог из госпиталя Н.Бурденко. Бывают не перспективные больные, по сути дела, умирающие больные. Когда мы отчаиваемся им реально чем-то помочь, их иногда отправляют на родину, и, как ни странно, у них там наступают ремиссии. Бывает такое. Мы не знаем, почему. Во всяком случае, с древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где мы живем, для нас более полезны. Это эмпирические наблюдения. Честно говоря, серьезных научных исследований на эту тему я не встречал в литературе. Но, судя по всему, эти исследования должны быть очень масштабные, для чего должны иметь большое финансирование. В наше время это достаточно сложно.

С древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где сами живем, для нас более полезны.

Дмитрий Еделев:

Это пока находится за гранью нашего понимания?

Игорь Волчек:

Это за гранью, так скажем, большого научного подтверждения, как сейчас положено в доказательной медицине.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор. Если можно, вернемся к Великому посту. Мы с вами поговорили про мясо, про рыбу, про сало, а овощи и фрукты? Овощи, фрукты, крупы. Они в Великий пост являются преимуществом для питания, особенно в нашей холодной зоне. Если можно, коснемся данного вопроса.

Игорь Волчек:

Дмитрий Аркадьевич, что касается круп. Во-первых, все крупы - это, естественно, основа поста. Более того, до распространения картофеля это было основное питание наших предков, и, сбросим экологию, но, мне представляется, они были здоровее нас. Размахивать несколько часов двуручным мечом - я не знаю, кто бы сейчас смог. Каши - это вообще, и в пост, и вне поста, очень полезная, доступная и приятная пища. Конечно, приятно, когда их еще чем-то сдабривают. Для этого существуют то, что вы говорили - овощи. Вполне доступные. Та же самая квашеная капуста. Капусту можно готовить как для крестьянина, который ее вырастил. Ее можно приготовить в различных видах. Тут главное - не лениться. Морковка, капуста. От сырой до немножко обработанной, или полностью приготовленная. Тыква, репа. Что-то экзотическое. Это все, честно говоря, корзина, набор из совершенно доступных у нас продуктов для поста, в любом магазине это все можно набрать. Это вкусно, полезно и это, если уж так говорить, совершенно постно.

Дмитрий Еделев:

Игорь Волчек:

Как гарнир. Я исхожу из собственных вкусовых предпочтений. Можно есть кашу в чистом виде, почему нет? Что касается молочных продуктов в пост, здесь вопрос с позиции медицины немножко спорный. Конечно, это продукты животного происхождения. Если ортодоксально придерживаться буквы церковных становлений, то их надо исключить. Однако, мы живем в очень сложном мире, где мы испытываем колоссальные нервно-психические нагрузки, давление экологии, воздействие электромагнитных полей и т.д.

Мы живем в сложной обстановке. Наш организм испытывает очень серьезные нагрузки, и совсем его бросать на произвол судьбы, так, как можно было себе позволить в средние века, сейчас я не рискнул бы, учитывая, что, допустим, творог содержит метионин, который совершенно необходим для печени. Можно отказаться от творога и глотать гептрал, пожалуйста. Но, во-первых, гептрал дороже и это лекарство. Во-вторых, он не заменяет всех веществ, тем более, для детей. То есть все-таки молочные, молочнокислые продукты необходимы, та же самая гречневая каша с молоком. Как вы говорили, каша - монопродукт. Гречневая каша с молоком. Пожалуйста, придобрите ее, не хотите сливочным маслом - растительным маслом. Прекрасно. Можно добавить другие ингредиенты, чтобы еще усилить вкусовые ощущения, или оставить так, как есть. Но это полезно, это восполняет все потребности организма и в хорошо усваиваемых белках, и в микроэлементах. Гречневая крупа: мне ли вам рассказывать? Молоко - продукт не только белковый и содержащий множество незаменимых аминокислот, но и проводник усваиваемости пищи, ибо, мы-то с вами знаем, а зрители могут не знать, что молоко используется как средство доставки в том числе и лекарств. Некоторые лекарства рекомендуется запивать молоком, тогда они усваиваются.

Дмитрий Еделев:

Лекарства, витамины.

Игорь Волчек:

Витамины, разумеется, да. Каш очень много. Люди в последнее время пренебрегают перловой кашей, а это же прекрасно обволакивающий продукт, особенно в состоянии гиперацидности, когда там различные гастриты существуют. В отличие от животных, кстати говоря, человек перловую кашу усваивает.

Дмитрий Еделев:

На самом деле, перловая крупа у нас сегодня самая дешевая, это правда. Я, честно говоря, судя по магазинам, не вижу ее активного потребления, а между тем наши предки хорошо потребляли перловую крупу. Но, опять же, они ее потребляли с молочком, с овощами, что было очень полезно.

Мы немножко коснулись круп, а овощи? Можно коснуться овощей?

Игорь Волчек:

За последние триста лет у нас сложилось наибольшее увлечение нашим основным овощным продуктом питания - картофелем. Честно говоря, наименее полезным. Ведь, как раньше прекрасно ели тыкву, как раньше прекрасно ели редьку. Сейчас нет печеной репы. Я, честно говоря, ее только пару раз сам готовил. Наверное, готовить не умею. Но тыква - прекрасный овощ. Морковь. Конечно, мы не можем отказаться от картофеля, базовый продукт. Но необходимо добавлять совершенно понятные продукты. Вы правильно сказали, перловая крупа лежит в магазине, потому что население, очевидно, не знает о ее пользе и не умеет готовить. Из неё можно приготовить очень вкусное блюдо. Точно так же и другие продукты, та же самая тыква, свекла.

Дмитрий Еделев:

Но, мы же с вами знаем, что русский плов готовится из перловки.

Игорь Волчек:

Я этого не знал, честно говоря. Вы мне открыли глаза.

Дмитрий Еделев:

А из фруктов?

Игорь Волчек:

Из фруктов, если говорить о полезности, то, на мой взгляд, конечно, лучше всего использовать фрукты, которые нам поближе географически. В первую очередь, яблоки. В яблоках много полезного, в них много витаминов. Много пектина, что полезно для желудочно-кишечного тракта. Но яблоки относятся к кислым продуктам, относительно кислым. Довольно часто в нашей жизни, особенно, в крупных городах, существует элемент повышенной секреторной активности желудка и вообще желудочно-кишечного тракта, что связано со стрессовыми реакциями. Иногда человек не обращает на него внимания или не замечает, то есть нет клинической симптоматики. Так вот, яблоко. Может быть, тут зависит от личного ощущения. Если хочется, то и святое дело, надо кушать. Но ведь есть способы приготовления. Прекрасный продукт - печеное яблоко, всем полезно. Еще мед добавить. Это же детям дает. Там каким-то образом в этом яблоке концентрируется калий, это калийсодержащий продукт - для сердца, для печени просто бальзам. Можно много чего готовить, пюре яблочное и т.д. В данном случае я не буду удаляться в кулинарные вопросы.

Что касается «если очень хочется». Есть такая байка. Мой друг, Андрей Юрьевич Барановский, главный диетолог Петербурга, мой старший однокашник, он меня на двенадцать лет старше, тоже из Военно-медицинской академии. Он мне говорит: «Если у тебя нет диабета, настоящего диабета, то, хочешь ты съесть пирожное - ну, съешь, и пройди 500 метров. Хочешь маленький тортик - съешь, и пройди 2 километра. И все». То есть, если хочется - кушай, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

То есть воздействие стресса гораздо опасней, чем воздействие тех же углеводов?

Игорь Волчек:

Без всякого сомнения. Более того, когда-то, достаточно давно, у нас и вообще в мире обсуждали, дискутировалась тема о вреде сала и связи сала с атеросклерозом. Сейчас уже доказано, что, по меньшей мере, не усиливает, а иногда и гасит. Есть такой метод лечения.

Дмитрий Еделев:

Если нет предрасположенности к определенным заболеваниям?

Игорь Волчек:

Если есть, если уже заболевание, то имеем заболевание. Но есть такое состояние. Часто у людей, наших бизнесменов, которых я консультирую, в результате нарушений диет, общестрессовой ситуации развивается такое состояние, называется желудочно-эзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, вызывается такое неприятное ощущение типа изжоги. Самое главное, что в состав содержимого входит очень много желчи. Так вот, простой метод лечения. Делается перед сном, поскольку обычно это состояние развивалось ночью, люди даже вынуждены были спать полусидя. Кусочек соленого сала. Желчь для чего создана? Она создана как эмульгатор жиров. Таким образом, сало работает как антидот, противоядие.

Дмитрий Еделев:

Честно скажу, я первый раз слышу. Спасибо вам.

Игорь Волчек:

Из личного опыта передаю, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

Есть мнение, что бобовые хорошо заменяют мясо во время поста. Действительно ли это так? Стоит ли применять бобовые?

Игорь Волчек:

Это не однозначно. Бобовые - это, как золотоискатель у Джека Лондона, бобы с салом зажарены. Не полностью. Бобовые не содержат полного набора незаменимых аминокислот. Да, это питательная пища, без всякого сомнения. Но, может быть, исключение - все-таки, не бобы, а природная соя. Здесь по составу ближе. Это, возможно, заменитель. Но, во-первых, бобовые, я где-то читал, сейчас не могу сказать точно со ссылкой, что бобовые каким-то образом вяжут группу витаминов В.

Дмитрий Еделев:

Это правда.

Игорь Волчек:

Поэтому тут палочка о двух концах. Да, бобовые хорошо, да, это полезно, но питание должно быть сбалансированно. Если мы хотим получать полноценный белок, обратимся к Дальнему Востоку - рис. Уж 100 % полноценный растительный белок. В нём действительно все есть. Если еще и рыбу добавить, то вообще вкусно.

Дмитрий Еделев:

А орехи? Коснемся такой большой группы пищевых продуктов, как орехи. Здесь существует ли предпочтение во время поста? Или такого не описано, нет рекомендаций?

Игорь Волчек:

Если говорить о монастырском посте, конечно, там есть орехи. Они - абсолютно постная пища. Тут уж у кого какие есть возможности, какие орехи есть под рукой. Прекрасно, конечно, кедровые орехи. Там все есть, самый лучший орех. Кедровый - он, извините, только российский. Какой еще? Я других даже в руках не держал. Нет, есть, конечно, экзотические орехи из тропиков. Но, во-первых, надо смотреть. Какая бы ни была система консервации, пока они доедут, все равно перекисное окисление идет, то есть жиры не того качества. Опять же, исходя из той теории, что не наша географическая зона. Фундук - прекрасно. Другое дело, что их, может быть, надо употреблять в комплексе. Все время заменять, делать сразу, резкий переход от нормальной еды, к которой мы привыкли, не следует. Все-таки, там обволакивающие, вяжущие вещества, достаточно грубая пища, как, допустим, фундук или грецкие орехи. Здесь я немножко насторожен в плане механического раздражения желудка, чтобы мы не увлеклись. Если говорить с позиции именно полезности и компенсации белковых, это же, все-таки, зародышевый материал - в орехе есть все виды аминокислот, это же семена. Да, это полезно, конечно.

Дмитрий Еделев:

Сухофрукты?

Игорь Волчек:

Сухофрукты, да, используются. Есть такая монастырская еда, когда сухофрукты размочены и с добавлением меда. Я, честно говоря, никогда не готовил, но это, наверное, очень вкусно. Сухофрукты вообще полезная вещь. Но тут зависит от качества самих сухофруктов. Тот же самый урюк, яблоки - это просто прекрасно.

Дмитрий Еделев:

Провокационный вопрос: алкоголь?

Игорь Волчек:

Алкоголь. Даже святой Ефрем Сирин пишет, это, правда, его точка зрения, что алкоголь отгоняет духа святого. Не изгоняет, а отгоняет духа святого. Я думаю, что во время поста алкоголь ради удовольствия - не следует. Если для здоровья, то можно. Ведь, даже в исламе, хотя вино является абсолютным грехом, но с разрешения муллы можно. Но, если человек больной. Я сам был в достаточно ортодоксальных мусульманских странах, там, если человек больной - мулла разрешает вино. Потому что вино является и лекарством. Я думаю, что, в христианстве тем более. Христианство - это религия любви. Профессор Зубов Андрей Борисович, наш мэтр, читал нам лекции, он так дифференцировал, это его взгляд: «Ислам и иудаизм - это религии правил, а христианство - это религия любви». Это его точка зрения. С мой точки зрения в данном случае все зависит от соотношения пользы и вреда. Если это приносит пользу организму, какой вопрос может быть?

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, коротко: биологически активные вещества и витамины - есть ли необходимость употреблять в пост дополнительно?

Игорь Волчек:

Витамины - никаких противопоказаний нет, если человек их употребляет. Если он собирается вновь употреблять - все зависит от дозы и схемы применения. Равно как и биологически активные вещества.

Дмитрий Еделев:

Есть ли необходимость в пост добавить в пищу витамины? Или в этом потребности не бывает?

Игорь Волчек:

Есть разработанная схема - суточные дозы витаминов, и увеличивать ее вряд ли целесообразно: мы можем получить обратный эффект.

Дмитрий Еделев:

То есть дополнительно витаминизировать пищу можно, это не возбраняется, и, может быть, это неплохо.

Игорь Волчек:

Это полезно, равно как и употребление витаминов вообще.

Дмитрий Еделев:

В заключение, что бы вы хотели сказать радиослушателям и зрителям о Великом посте?

Игорь Волчек:

В первую очередь, я хочу пожелать слушателям и зрителям здравого смысла, пожелать им желания ближнему и себе, родному, любви и добра. Понимать пост, в первую очередь, как духовное очищение, и этому духовному очищению должно гармонично способствовать очищение телесное. Главное - не впадать в крайности, относиться к посту вдумчиво и в соответствии с собственными физическими возможностями.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор! Хочу напомнить, в нашей студии был Игорь Анатольевич Волчек - доктор медицинских наук, профессор, человек, имеющий, кроме высшего медицинского образования, еще и духовное образование.

Игорь Волчек:

Спасибо большое, Дмитрий Аркадьевич!

Вверх