Экспериментирование на логопедических занятиях. Экспериментальная деятельность на логопедическом занятии. Примеры организации экспериментирования в средней группе

Марьям Мирошниченко (Ханапиева)
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие -экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода »

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде;

5. Обогащать и активизировать словарь;

6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

7. Воспитывать умение работать сообща.

Ход занятия : (Формирование положительной мотивации)

Воспитатель :

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

Дети : Доброе утро!

Сегодня к нам на занятие пришла Капелька , посмотрите, какая она грустная и печальная.

Послушайте ее историю : Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, а! Итак, начнем прямо сейчас.

Капелька из чего состоит? (Из воды) . И живет она где? В воде.

Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?

А для чего?

Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В : Молодцы ребята! Вы сказали все правильно : растениям нужна вода

и их нужно поливать водой - иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы) . Людям вода

просто необходима : пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

Вы слышади о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

В : Дети, а вы знаете, что вода волшебная . С ней можно играть, проводить

различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

В : Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода (дети показывают) .

В : Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?

Д : Вода прозрачная, а молоко нет.

В : А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?

Опыт № 1 : «На определение прозрачности воды»

В : Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?

Д : Да

В : А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Д : Нет

В : Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

Опыт №2 «На определение цвета воды»

В : Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные крышки. Я буду опускать в воду эти крышки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?

Д : Нет.

В : Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.

Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1,2,3,4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ну что продолжим.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Д : Вкусный, сладкий.

В : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус) . Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Д : Вода безвкусная!

В : А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.

Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

Д : Кислая.

В : Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.

Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Опыт №4 : «На определение запаха воды»

Д : Нет.

В : Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

Д : Есть.

В : А почему вода с лимоном пахнет?

Д : Потому, что лимон пахнет.

В : Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите,

какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет

подарить вам своих подружек - “капелек”.

Дружите с ними и берегите их!

Публикации по теме:

«Волшебница – вода» План: 1. Беседа о воде. 2. Рассказ воспитателя о значении воды. 3. Подвижная игра «Капельки и тучки». 4. Опыт.

Комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-вода» Цель занятия: Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки,.

Программное содержание: 1. Закрепить с детьми свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Уточнить значение ее для всего живого.

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.

Цели:

Образовательные:

— стимулировать познавательную активность;

— развитие понимания речи;

— активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;

— формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

— закреплять у ребенка знания о своем имени, частях лица и тела, о действиях в окружающем.

Коррекционные:

— учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

— развитие общей и мелкой моторики, зрительно – моторную координацию;

— развитие артикуляционного аппарата;

— формирование правильного ротового выдоха

— снимать состояние внутреннего дискомфорта.

Воспитательные:

— воспитывать у детей продуктивную совместную деятельность, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: тазик с водой, маленькое полотенце, чупа – чупс, стакан с водой, трубочка для коктейля, компьютерная игра «Мир вокруг нас», картинки с изображением, настольная дидактическая игра с изображением лица, песочница, кукла.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сюрпризный момент: тук, тук, тук. Кто же это стучится? Ах, это к нам в гости кукла Ляля пришла.

Да, я пришла сегодня к (имя ребёнка), хочу с ним поиграть. Посмотри, (имя ребёнка), как мои ножки топают по дорожке – топ, топ, топ. Мои ручки хлопают в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

(Имя ребёнка) посмотри, да за мной ты повтори. Это ручки (поднимают к верху обе ручки), это ножки (топают двумя ногами попеременно). Молодец, (имя ребёнка).

(Имя ребёнка), к нам Ляля так торопилась, что не успела водичкою умыться. Давай ей поможем!

На столе приготовленный тазик с водой и маленьким полотенцем.

Вместе с ребёнком под стишок умываем Лялю, акцентируя внимание в строение лица – глазки, ротик, носик, щёчки.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Спасибо, (имя ребёнка), теперь Ляля такая красивая, умытая.

А теперь сам покажи, где у тебя глазки, где ротик, где носик, где щёчки (если ребёнок самостоятельно затрудняется показать на себе части лица, помогаем ему методом рука в руке).

  1. Элементы массажа мышц лица ребёнка: подушечками пальцев похлопываем по частям лица (используем метод рука в руке).

Дождик лей, лей, лей.

На меня и на людей.

Кап, кап, кап.

Как дождик капает – покажем пальчиками на лобик, на глазки, на щёчки, на носик, на ротик.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Ребенок и взрослый находятся перед зеркалом, где видно лицо взрослого и ребёнка (чтобы контролировать правильность выполнения упражнений).

  1. Упражнения для развития подвижности губ:

— Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

— Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

— Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  1. Динамические упражнения для языка (на первичном этапе используем пищевое подкрепление, можно чупа – чупс, сироп на ватной палочке).

Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

  1. А сейчас мы с тобой и Лялей побалуемся, поиграем в «дразнилки».
  1. Дыхательная гимнастика.

Перед зеркалом мы поиграли, а теперь немножко отдохнём.

Игра буря в стакане (в стакане налита вода, приготовлена трубочка для коктейля). Игра проводится по подражанию за взрослым.

Трубку в ротик мы кладём, носиком сильней вдохнём, дунем в трубочку сильней и увидим много пузырей.

  1. Использование ИКТ:

Игра «Мир вокруг нас», раздел: строение лица. Просмотр на сенсорной панели развивающие фрагменты 5 минут.

После демонстрации слайдов предлагаем ребёнку картинки с изображением из игры, напечатанные на цветном принтере (строение лица). Просим ребёнка показать на картинке – где глазки, где ротик, где носик, где щёчки.

  1. Рефлексия:

Предлагаем ребёнку настольную игру с изображением лица. (Части макета лица отрывные и приклеиваются на липучках). Сначала предъявляем ребёнку целостное изображение, затем снимаем прикреплённые части, и просим — собери картинку.

  1. Развитие моторики пальцев рук.

Используем песочницу:

Пальчиковые игры.

  1. По дорожке серой, гладкой,

Скачут пальцы как лошадки.

Цок – цок, цок – цок – скачет резвый табунок.

(Все пальцы скачут по поверхности песка в ритме потешки).

  1. Кулачки сложили, кулачками били,

Пя-пя-пя-пя, пя-пя-пя-пя!

В кулочок мы пальцы спрячем

В кулачок, в кулачок!

Чок, чок, чок!

(Пройтись поочерёдно каждым кулачком левой и правой руки по песку, затем двумя кулачками одновременно).

  1. Пальчики опять попляшут.

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Бух, упали на бочок!

  1. Мешу, мешу тесто

Есть в песочке место

Пеку, пеку каравай

Переваливай, валяй.

(Все пальцы и кулачки действуют в ритме потешки).

А теперь мы на песке нарисуем своё личико. Помогаем ребёнку указательным пальцем рисовать на песке овал, на нём глазки, ротик, носик, ушки, волосики.

  1. Итог занятия.

Сегодня (имя ребёнка), мы с тобой весело поиграли. Но пришло время — Ляли идти домой. До свидания, Ляля! Приходи к нам ещё, будем ждать тебя.

Название: План — конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога с детьми раннего возраста с ОВЗ с применением песочной терапии
Номинация: Коррекционная педагогика. Конспекты занятий, НОД / занятия дефектолога
Автор: Аверина Ольга Владимировна
Должность: учитель–дефектолог
Место работы: ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Месторасположение: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Строителей д. 14

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель : Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)

Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель :Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. "Что легче: вода или воздух? " Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель
:как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 4 . «Раздуй каплю» (рисование воздухом) .

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети : Здорово!
Воспитатель :Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

Что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Оформление выставки творческих работ.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый материал можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось» . На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.

Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.

Разгадывание ребусов. Решение кроссвордов.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка»).
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок». Целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Например, долговременный проект «Наши цветы», который длился 6 месяцев, как раз показал, что знания, полученные путем экспериментов, были глубокими и прочными. Даже спустя год с начала данного проекта, дети помнят его и рассказывают о том, что делали, для чего и чему научились.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
  • развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

Игры-эксперименты с мячом.

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй - из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

В) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

«Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Задание. Придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

Занятие - экспериментирование в средней группе:

«Путешествие с капелькой»

Подготовил воспитатель:

Иванова Алина Валерьевна

г. Чебоксары,2016

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель: Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Воспитатель: Ребята, поможем капельке?

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Она состоит из воды.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

Воспитатель : Молодцы, ребята!Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды)(ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.

Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте

сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети : Вкусный, сладкий.

Воспитатель : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю

попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Дети: Вода безвкусная!

Опыт № 4:» На определение запаха»

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.

Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)

Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.

Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Вверх